Детский сад № 7 город Миллерово

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. Рабочая программа средняя группа.

a309fa4687cd9f361c4ccf2b68d4c26f.jpg

Содержание 

Введение

1.Целевой раздел 

 1.1.Пояснительная записка

 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы

 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

 1.1.3. Сведения об образовательных программах

 1.1.4. Значимые для разработки рабочей программы особенности образовательной деятельности

 1.1.5. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы

 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по рабочей программе

2.Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми первой младшей группы образовательных областей

2.2. Проектирование образовательного процесса  

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

 3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия реализации Программы

3.2. Режим дня

3.3. Планирование образовательной деятельности

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.5.  Учебно-методический комплект к программе

4. Приложения   

Введение

 Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада №7 и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 38 недель, «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.: Мозаика-Синтез, 2014),что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «учебному плану ДОУ. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел :

Программы определяет ее цели, задачи, принципы и подходы, планируемые результаты освоения Программы. 

Содержательный раздел: Программы включает:  описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 4-5 лет в пяти образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие), планирование образовательной деятельности с детьми средней  группы ;  описание особенностей взаимодействия с семьями воспитанников средней  группы.

Организационный раздел: описывает систему условий реализации образовательной деятельности в средней группе.  

В основе разработки программы:

-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой., разработанна в соответствии с ФГОС.

-Устав МДОУ Детский сад №2  (утвержден постановлением адмистрации Кочубеевского района от 12.10.2012.г. № 1555).

-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 ( с изменениями 27 августа 2015 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13).

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования»действует с 01.01.2014г.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.

Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических  и личностных качеств, творческих способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Цель Программы достигается через решение следующих задач:

 – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 – обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); – обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; – формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;  – обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; – определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

 Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),обогащения(амплификации)детскогоразвития; - индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);  - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; - партнерство с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёт этнокультурной ситуации развития детей; - обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

А также, в соответствии с принципами Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»: - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 

Решение образовательных задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

непосредственно образовательной деятельности с детьми (занятия);

 образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

 самостоятельной деятельности детей;

 взаимодействия с семьями воспитанников по реализации программы.

1.1.3. Сведения об образовательных программах. 

Часть Реализация обязательной части Программы:

Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2014).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Ростовской области.

Региональный компонент

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней.

При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цель регионального компонентанаправлена на формирование положительного отношения к малой родине, воспитание интереса и любви к родному краю, селу, с помощью организации краеведческой работы в группе.

Задачи

1. Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о культуре русского народа.

2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях тамбовской области

4. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас. 

5. Способствовать повышению активности родителей (законных представителей) в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях района, региона, социальных акциях.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:

- принцип наглядности;

- принцип энциклопедичности;

- принцип интеграции;

- принцип развивающего обучения;

- принцип индивидуализации;

 - принцип единства с семьей.

Реализация регионального компонента интегрирована в различные виды образовательной деятельности (познавательной, речевой, музыкальной, физической, изобразительной).

Региональный компонент осуществляется через образовательные области «Социально - коммуникативное развитие» (обыгрывание национальных игрушек), «Познавательное развитие» (каждый второй понедельник месяца во второй половине дня педагог сообщает доступные и интересные сведения о жизни и быте жителей русской глубинки, в том числе Тамбовской губернии), «Художественно - эстетическое развитие» (продуктивные виды деятельности в совместной деятельности взрослого и детей), «Физическое развитие» (подвижные игры русской народной направленности). В непосредственной образовательной деятельности – согласно комплексно-тематического планирования.

1.1.4. Значимые для разработки рабочей программы особенности образовательной деятельности.

 Основными участниками реализации Программы являются: дети от 4 до 5 лет, их родители (законные представители) и педагоги (воспитатель и музыкальный руководитель). Возрастная группа – средняя (дети от 4 до 5 лет).  Количество детей в группе – 12 человек. Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности. Реализации образовательных задач  осуществляется в определенных видах деятельности: игровая деятельность (как ведущая деятельность детей дошкольного возраста); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);  познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисования, лепки, аппликации); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку. Характер взаимодействия взрослых и детей: гуманно-личностный и развивающий.

1.1.5.  Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному при-знаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Индивидуальные особенности воспитанников:

Списочный состав воспитанников: 27 человек

п/п

Фамилия и имя ребенка

Дата рождения

1

Бойко Тимофей

12.03.2017г.

2

Вареникова Варвара

26.11.2016г.

3

Веселов Артем

21.08.2016г.

4

Гармаш Артем

22.01.2017г.

5

Дмитриев Александр

08.12.2016г.

6

Дорошева Мирослава

11.04.2016г.

7

Жуков Адам

31.05.2017г.

8

Иващенко Евгения

21.07.2016г.

9

Колесникова Полина

28.04.2017г.

10

Кучмина Юлия

03.02.2017г.

11

Литвинов Елисей

02.08.2016г.

12

Лопина Антонина

16.03.2017г.

13

Любомищенко Алена

11.05.2016г.

14

Мощняков Михаил

13.12.2016г.

15

Нагорная Кира

26.05.2017г.

16

Пасько Алина

17.05.2016г.

17

Романюк Анастасия

23.09.2016г.

18

Скрипник Полина

07.07.2016г.

19

Скрипник Ярослав

03.10.2017г.

20

Стамат Арсений

10.08.2016г.

21

Третьякова Виктория

16.11.2016г.

22

Удалайский Александр

01.12.2016г.

23

Фадеева Елизавета

03.11.2016г.

24

Филонова Кристина

26.05.2017г.

25

Харченко Виктория

29.04.2017г.

26

Шевлюга Ксения

16.07.2016г.

27

Шкондина Софья

05.09.2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.6.Комплектование группы и социальный паспорт

Девочки

Мальчики

Вареникова Варвара 26.11.2016г

Бойко Тимофей 12.03.2017г.

Дорошева Мирослава 11.04.2016г.

Веселов Артем 21.08.2016г.

Иващенко Евгения 21.07.2016г.

Гармаш Артем 22.01.2017г.

Колесникова Полина 27.04.2017 г.

Дмитриев Александр 08.12.2016г.

Кучмина Юлия 03.02.2017г.

Жуков Адам 31.05.2017г.

Лопина Антонина 16.06.2017г.

Литвинов Елисей 02.08.2016г.

Любомищенко Алена 11.05.2016г.

Мошняков Михаил 13.12.2016г.

Нагорная Кира 26.05.2017г.

Скрипник Ярослав 03.10.2017г.

Пасько Алина 17.05.2017г.

Стамат Арсений 10.08.2016г.

Романюк Анастасия 23.09.2016г.

Удалайский Александр 01.12.2016г.

Скрипник Полина 07.07.2016г.

Третьякова Виктория 16.11.2016г.

Фадеева Елизавета 03.11.2016г.

Филонова Кристина 26.05.2017г.

Харченко Виктория 29.04.2017г.

Шевлюга Ксения 16.07.2016г.

Шкондина Софья 05.09.2017г.

Количество девочек 17 человек.

Количество мальчиков 10 человек.

На начало учебного года : 5лет – 9 чел.

4 года – 16 чел.

3 года – 2 чел.

Социальная группа

Сведения

1

Полные семьи

100% (26 семей)

2

Неполные семьи 

Всего:

_

В них детей

_

В том числе семьи без матери

_

В том числе семьи без отца

_

В том числе с отчимом

_

3

Семьи с опекаемыми детьми

_

В них детей:

_

4

Многодетные семьи

16 % (4 семьи)

5

Неблагополучные семьи

_

6

Малообеспеченные семьи

36 %  (9 семей из них 4 многодетные)

7

Дети-инвалиды

_

8

Родители с высшим образованием

65% (34 чел.)

9

Родители со средне-специальным образованием

35% (18 чел.)

10

С неполным образованием

_

 

Семьи  по составу

Группа

Количество

семей

Полные семьи

Неполные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Средняя группа

26

26

_

_

 

Семьи  по количеству детей

 

Группа

Количество

семей

Малодетные семьи

Многодетные семьи

Средняя группа

26

3

4

 

 

Семьи  по материальной обеспеченности

 

Группа

Количество

семей

Обеспеченные семьи

Малообеспеченные семьи

Средняя группа

26

17

9

 

Семьи  по социально-правовой устойчивости

 

Группа

Количество

семей

Социально здоровые семьи

Неблагополучные семьи

Средняя группа

26

26

-

 

 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

«Физическое развитие» (физическая культура, здоровье):

Здоровье

* Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).

* Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).

Физическая культура

* Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

* Может строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

* Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

* Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет; поворот переступанием, поднимается на горку.

* Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

* Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

*Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

*Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет-поворот переступанием. Поднимается на горку.

*Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

*Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

«Социально-коммуникативное развитие» (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание):

Игра:

* Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

* Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.

*Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.

* В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.

* В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

* Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

* В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

* Имеет простейшие представления о театральных профессиях.

Труд:

* Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

* Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

* Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.

Безопасность:

* Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

* Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

* Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

* Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

* Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

* Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

«Речевое развитие» (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота):

Развитие речи

* Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

* Умеет выделять первый звук в слове.

* Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

* С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Чтение художественной литературы

* Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

* Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

* Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

«Познавательное развитие» (конструирование, ФЭМП, сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание):

Конструктивная деятельность.

* Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

* Способен  преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

* Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

 Формирование элементарных математических представлений.

* Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

* Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

* Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

* Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

* Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.

* Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет

двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

* Определяет части суток.

Окружающий мир

* Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.

* Называет признаки и количество предметов.

* Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

* Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность):

Продуктивная деятельность:

* Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

* Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

* Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

* Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

* Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

* Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Музыкальное воспитание:

* Узнает песни по мелодии.

* Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

* Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.

* Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования с двухчастной формой музыкального произведения.

* Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

* Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 Планируемые результаты при реализации регионального компонента :

Ребенок 4 - 5 лет

Имеет знания о достопримечательностях родного города, способен замечать красоту его улиц, испытывает чувство гордости за родной край. Проявляет живой интерес к русским народным играм и забавам. Испытывает дружеские чувства к детям других народов, проживающих в нашей области. Знаком с особенностями природы. Имеет представление о растительности родного края: грибы, ягоды. Имеет представление о животных, обитающих в лесах нашего региона (внешний вид, польза человеку). Имеет элементарные представления об образе жизни и быте жителей (дом, мебель, предметы быта, об одежде коренных жителей, как и из чего она сшита, ее название). Умеет правильно воспринимать содержание русских народных сказок, сопереживать героям. Может с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из этих сказок, сопереживать героям. Способен понимать содержание стихотворений ростовских авторов; значение образных выражений; упражняется в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Проявляет интерес к культуре родного  края. Знаком  с музыкальным творчеством русского народа, его колыбельными песнями, может подпевать отдельные мотивы. Знаком с музыкальными народными инструментами. Умеет использовать их в музыкальных играх, в  подыгрывании народной музыки (оркестр). Умеет выразительно передавать в музыкально-ритмических движениях образы животных и птиц Ростовской области. Умеет изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий, передавать в работе их колорит.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по рабочей программе.

Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.  Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности. Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности группы на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

 Целевые ориентиры, представленные в Программе: - не подлежат непосредственной оценке; - не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;  - не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; - не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;  - не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;  детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;  карты развития детей. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения детей. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях. Уровень оценки качества реализации Программы: диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.

Система оценки качества образовательной деятельности предоставляет педагогам материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над реализацией Программы. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений Программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Для оценки качества педагогического процесса используется пособие «Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации», автор-составитель Н.В. Верещагина, СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.  Пособие содержит структурированный в таблицы диагностический материал. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы МДОУ. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года. Двухступенчатая система моноторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми средней группы образовательных областей.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.  Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:

 - социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

24 мая 2020 в 21:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.