Детский сад № 7 город Миллерово

Рабочая программа ; Педагог-психолог. 2022-2023 учебный год.

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7

 

 

 

ПРИНЯТО на заседании               УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                заведующий МБДОУ детский сад №7

Протокол от_______2022 г. №___            ____________ Л.Н.Сидорова

«_______»___________2022г

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

педагога-психолога

2022 –2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

педагог-психолог

Е.В.Казьмина

 

 

 

 

 

 

 

г.Миллерово

2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

Пояснительная записка

4

1.1. Общие сведения об учреждении

5

1.2. Цели и задачи реализации программы

6

1.3. Основные принципы формирования программы

7

1.4.  Возрастные особенности детей дошкольного возраста

11

 

 

1.4.1. Возраст от 3 до 4 ле

11

1.4.2. Возраст от 4 до 5 лет

12

 

 

1.4.3. Возраст от 5 до 6 лет

13

1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

14

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

16

2.1. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы до ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС

16

2.2. Направления психолого-педагогической деятельности

18

2.3. Содержание деятельности педагога- психолога. Цели, задачи, принципы деятельности педагога- психолога

20

2.4. Организация работы педагога-психолога ДОУ

21

2.4.1. Психологическое просвещение

21

2.4.2. Психологическая профилактика

22

2.4.3. Психологическая диагностика

24

2.4.4. Развивающая и коррекционная работа

26

2.4.5. Психологическое консультирование

28

2.5. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ

29

2.6. Организация системы взаимодействий педагога-психолога

29

2.6.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС

30

2.6.1. Взаимодействие  с семьями  воспитанников

31

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

33

3.1. Оснащение кабинета педагога-психолога

33

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

34

3.3.  Циклограмма деятельности

36

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный перечень тем психологического просвещения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный перечень тем психологической профилактики

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный перечень диагностических методик

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Распределение диагностических методик по возрастным группам

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Календарно-тематическое планирование по программе С.В. Крюковой«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Календарно-тематическое планирование по программе Н.В. Чистяковой «Дорога дружбы и добра!»( занятия по сказкотерапии)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному

учреждению»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Перспективный план педагога-психолога

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Перспективный план педагога-психолога с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка

 

            Охрана иукрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задачразвития современного дошкольного образования и рассматривается как условиереализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

            Деятельностьсовременного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на созданиеусловий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а сдругой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которыесоздадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

            Объектомпрофессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феноменывнутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можноопределить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которогопроисходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности(игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).

            Развитиеребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредствомвключения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкийконтекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности.Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передаваяих ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детскихвидов деятельности.

            Своеобразиедошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всейпсихической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций,смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений.Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения имобразовательных областей.

            Образовательныеобласти не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественногои индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит нафоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительногоотношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направленадеятельность педагога-психолога ДОУ.

            Моменты,ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются егоиндивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам исклонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными сситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят всферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор»мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника иприобретающих прогностический характер.

            Вразные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепленияпсихического здоровья детей предполагается развитие:

·       побуждений, мотивов и интересов;

·       сознательногоотношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;

·       способовпроявления самостоятельности, относительной независимости, автономии отвзрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·       результативностиформ и видов детской активности, их созидательного характера;

·       элементов творчества.

1.1. Общие сведения об учреждении

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7.

Вобразовательном учреждении функционируют 4 группы, фактическая наполняемость в2022-2023 учебном году – 98чел.:

Младшаягруппа от 3 до 4 лет – 20 воспитанников;

Средняягруппа № 1 от 4 до 5 лет – 24 воспитанника;

Средняягруппа №2  от 4 до 5 лет – 25воспитанников;

Старшаягруппа от 5 до 6 лет – 29 воспитанников.

 

Обучениеи воспитание детей ведется на русском языке.

МБДОУдетский сад №7 работает в соответствии с:

·       Уставом

·       Годовымпланом работы

·       Программойразвития.

·       Действующиминормативно-правовыми документами.

Цельдеятельности МБДОУ детский сад  №7:

Обеспечениеравенства возможностей для каждого ребенка в получении качественногообщедоступного и бесплатного дошкольного образования (ФГОС ДО п. 1.5, 2.4);

Созданиеусловий, обеспечивающих возможности для позитивной социализации и всестороннегоразвития воспитанников в адекватных их возрасту детских видах деятельности,заложив основы физически и психологически здоровой, всесторонне развитой иактивной личности в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями,формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешнойадаптации выпускников при переходе на ступень начального общего образования.

Детскийсад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основесоциальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа полученыследующие результаты:

Социальная группа

Количество по группам

Всего

 

 

Младшая               группа

Средняя  группа  №21

            Средняя  группа  №2

 Старшая группа

4 группы

1

Полные семьи

18 (90%)

23 (98%)

25  (100%)

28 (85%)

98 (91%)

2

Неполные семьи

Всего:

2 (10%)

1(2%)

-

1 (15%)

4 (9%)

 

В них детей

4

1

-

 

5

 

В том числе семьи без матери

-

-

-

-

-

 

В том числе семьи без отца

2

2

-

4

5

 

В том числе с отчимом

-

-

-

-

 

3

Семьи с опекаемыми детьми

-

-

-

-

-

 

В них детей:

-

-

-

-

-

4

Многодетные семьи

 4(20%)

-

4 (16%)

1(3%)

5 ( 6%)

5

Неблагополучные семьи

-

-

-

-

-

6

Малообеспеченные семьи

 6 (32%)

6 (6%)

9 (36%)

2(7%)

16 (19%)

7

Дети-инвалиды

-

-

-

-

-

8

Родители с высшим образованием

26 (68%)

31 (80%)

34 (65%)

24 (46%)

84 (61%)

9

Родители со средне-специальным образованием

10 (26%)

11 (20%)

 18 ( 35%)

28 (54%)

53 (39%)

10

С неполным образованием

2 (5%)

-

 -

-

-

Режимработы детского сада:

-    ссентября по май - образовательный процесс;

-    сиюня по август - летняя оздоровительная кампания;

-    рабочаянеделя - пятидневная;

-    длительностьпребывания детей -12 часов;

-    ежедневныйграфик работы: с 7.00 до 19.00

 

1.2. Цели и задачи реализации программы

Педагог-психологДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности,работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы определениеосновных направлений психологического сопровождения реализации образовательныхинициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качествдошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальныхи личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевогоразвития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальнуюуспешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Даннаяцель конкретизируется в следующих задачах:

-    Предупреждениевозникновения проблем развития ребенка;

-    Оказаниепомощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения исоциализации;

-    Повышение          психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)родителей воспитанников и педагогов;

-    Обеспечениепсихологического сопровождения разработки и реализации образовательных программи развития ДОУ в целом.

Психологическоесопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ,направленная на создание социально­психологических условий для успешногоразвития и обучения каждого ребенка.

Задачипсихологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возрастадетей, уровня их развития.

Достижение целей обеспечивает решениеследующих задач:

-    Заботао здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитиикаждого ребенка;

-    Созданиев группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всемвоспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

-    Развиватьв детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

-    Углубитьсодержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.

-    Установитьравноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

-    Максимальноеиспользование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целяхповышения эффективности образовательного процесса;

-    Творческаяорганизация (креативность) образовательного процесса;

-    Вариативностьиспользования образовательного материала, позволяющая развивать творчество всоответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-    Уважительноеотношение к результатам детского творчества;

-    Единствоподходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияи семьи;

-    Соблюдениев работе детского сада и начальной школы преемственности;

-    Следованиепринципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастнымивозможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательныхобластей;

-    Соблюдениекомплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

-    Решениепрограммных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей исамостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственнообразовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов всоответствии со спецификой дошкольного образования;

-    Построениеобразовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.Основной формой работы с дошкольниками и ведущимвидом их деятельности является игра.

Позицияпсихолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом сребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетомизменений.

Основныесубъекты психологического воздействия:

-      дети;

-      педагоги;

-      родители

 

         1.3.Основные принципы формирования программы

 

            Основныепринципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующимобразом:

Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отраженияразнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет емусоздавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные отвзрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется черезвзаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно новогопроектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязьразвивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детскойдеятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общностипсихических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществлениялюбой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрированиеразного содержания, разных видов деятельности детей и форм организацииобразовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания,воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.Вариативностьв отношении образовательных программ и свобода выбора образовательногомаршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, чтосоздает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированноговзаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе. Открытостьсистемы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими,что придает результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащениесодержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик,приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А.Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные еенаправления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности(продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативнаяпрактика), что противостоит традиционному разделению «игра – учебные занятия».Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативыребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта,исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяетсформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста –субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.

Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается втриаде: образовательная программа – образовательный маршрут– мониторинг качества образования (целевые ориентиры).

Функциипсихолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентамисопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический иорганизационно-просветительский.

-      Профессионально-психологическийкомпонент сопровождения -

представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующегопринцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Впрактической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается толькос целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейшийимператив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - онвсегда цель психологического сопровождения.

-        Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участниковпсихологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данныйкомпонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществлениепросветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детскогосада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектноговзаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системысопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечиваяее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер(синергетичность).

 

Принципы моделипсихолого-педагогического сопровождения:

-       Принцип индивидуального подхода кребенку любого возраста наосновебезоговорочного признания его уникальности и ценности.

-       Принцип гуманистичности,предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных,основанных на общечеловеческих ценностях методов психологическоговзаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, котораяподразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка,полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

-       Принцип превентивности:обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшиепроблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

-       Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современныхнаучных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализацияданного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровожденияв опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробированиисамостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

-       Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участниковучебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя,педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации идругих специалистов;

-       Принцип «на стороне ребенка»: воглаве угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учетепозиций других участников учебно-воспитательного процесса;

-       Принцип активной позиции ребенка,при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить егорешать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способностиребенка к саморазвитию;

-       Принципы коллегиальности и диалоговоговзаимодействия обуславливают совместнуюдеятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системыценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем,возникающих в ходе реализации программ.

-       Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывныйхарактер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежитвнутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в областисоциальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

-       Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологическоговзаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальнойсложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровнипсихолого-педагогического сопровождения:

-              индивидуальное;

-              групповое;

-              на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

-               консультирование;

-               диагностика;

-               коррекционно-развивающая работа;

-               профилактика;

-               просвещение

 

Основныеподходы к формированию программы

Основнымподходом при создании рабочей программы с позиции психологизации сталоположение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация винтерпретации В.Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельностиребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскуюсамостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «Ив результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия»трансформируется в средство саморазвития и самореализации своегосубъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не толькоразвития, но и саморазвития ребенка-дошкольника.

 

         1.4.Возрастные особенности детей дошкольного возраста

 

                  1.4.1.Возраст от 3 до 4 лет

                 

 

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видомдеятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры являетсяеё условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённостьк другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младшихдошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрастепроисходит переход к сенсорным эталонам.К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 иболее форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, апри определённой организации образовательного процесса – и в помещении всегодошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста ониспособны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Приэтом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основецеленаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения междупредметами.

В младшем дошкольном возрастеначинает развиваться воображение.Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже вэтом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников вомногом определяется мнением воспитателя.

Поведениеребёнка ещё ситуативное. Начинаетразвиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

 

                  1.4.2.Возраст от 4 до 5 лет

                 

 

В игровой деятельности появляютсяролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействийдетей.

Дети могут рисовать основныегеометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу ит.д.

Формируются навыки планированияпоследовательности действий.

Дети способны упорядочить группыпредметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры,как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольноевнимание.

Начинает развиваться образноемышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания.Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действийнесложное условие.

Речь становится предметом активностидетей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер,а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослоговедущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляетсобой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстникамихарактеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. Вгруппах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,соревновательность.

1.4.3. Возраст от 5 до 6 лет

Детимогут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясьроли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевойречи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённостьпозиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могутвозникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Этовозраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; порисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянииизображённого человека.

Конструктивнаядеятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжаетсовершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовыеоттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величинуобъектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10различных предметов.

Восприятиепредставляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должныодновременно учитывать несколько различных и при этом противоположныхпризнаков.

Встаршем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления.

Воображениебудет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по егоактивизации.

Начинаетсяпереход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжаетсовершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развиваетсясвязная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая нетолько главное, но и детали.

Достижения этого возрастахарактеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированиемигрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённогоспособа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображенияпредметов одинаковой формы.

Восприятиев этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитиемышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированныепредставления, комплексные представления, представления о цикличностиизменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,произвольное внимание, речь, образ Я. 

Ребёнок5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества,постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении ивзаимоотношениях людей.

Вэтом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения —формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе тетребования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, неотвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательнуюработу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становитсявозможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения иобязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 летпроисходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представленияначинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себянастоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или,наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, какЧеловек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.

д.).В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети взначительной степени ориентированы на сверстников, большую часть временипроводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятсясущественными для них. Повышается избирательность и устойчивостьвзаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностьютого или иного ребёнка в игре.

Вэтом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендернойпринадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Существенныеизменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное местоначинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьмиэтого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решенияпроблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределениеобязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняетсяигровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная).Игровые действия становятся разнообразными.

Внеигры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушаютдруг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Болеесовершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен косвоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом дажеперешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукойнесколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек(у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные),в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

Кпяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы иэкспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета иимеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета:светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чемотличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит трудасопоставить между собой по величине большое количество предметов: например,расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к нимсоответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способностьребёнка ориентироваться в пространстве.

Вниманиедетей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не оченьпривлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым.Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётсявзрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость.При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы исредства.

В5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, котороепозволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённыхнаглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствахразличных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать каквозраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, котороеначинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности ипредваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводятдействительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное ивымышленное.

Действиявоображения — создание и воплощение замысла — начинают складыватьсяпервоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается еёзамысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать попредварительному замыслу в конструировании и рисовании.

Нашестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Длядетей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Детиначинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значенийслов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняетсясуществительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами,обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными инаречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональнойдеятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; вописательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя,его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Кругчтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в томчисле связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации,ему доступно чтение с продолжением.

Повышаютсявозможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано сростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрическойпозиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развиваетсяпрогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективусобытий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствиясобственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

Встаршем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняютсякачественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разныхвидов ручного труда.

В процессе восприятияхудожественных произведений, произведений музыкального и изобразительногоискусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей,образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементовэстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства,в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональныесостояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качествомузыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными инаправленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательноподбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразитьзадуманное (замысел ведёт за собой изображение).

 

1.5. Планируемыерезультаты освоения программы (целевые ориентиры)

 

Физическоеразвитие:

Сформированныеточные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так иновые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложныедвижения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческоесочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения сточки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостноепсихосоматическое состояние.

Социально-коммуникативноеразвитие:

Способностьк осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувствозащищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение.Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявленииответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным;способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь запомощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать наэмоциональное состояние других людей, сопереживать;  подчинять свое поведение преимущественно несиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых ипервичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такоеплохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые;проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активностьдостаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планироватьэтапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешногодостижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие,противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интереснойдеятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в егоотсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальнойцели.

Познавательноеразвитие:

Умениепланировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речивпечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы иответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремлениеставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно,для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленноэкспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния,мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речисопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам имотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную(красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценкуперсонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес кдушевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию,находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекстпроизведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственноеэмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения;уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения изпроизведений художественной литературы.

Речевоеразвитие:

Навыкидиалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливатьпричинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросыпричинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планированиев разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции,моральные и эстетические оценки.

Художественно-эстетическоеразвитие:

Умениеиспользовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений,высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их;адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.

Уметьопределять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять сменунастроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средстваего воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическимрисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно;осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы,передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языкамузыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективныхформах музыкальной деятельности.

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Психологическоесопровождение реализацииосновной общеобразовательной программыдо ДОУпо освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС

Рабочаяпрограмма педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направлениядеятельности ДОУ  в соответствии ФГОС исферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое,социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. 

Ксфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующиеобразовательные области: 

1.     Познавательноенаправление:

Познавательноеразвитие предполагает развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательныхдействий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающегомира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

·       Поддерживатьдетское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым исамостоятельному познанию;

·       Развиватьпознавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношенийобъектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способыобследования предметов;

·       Формироватьпредставления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах,отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельнойдеятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных,дидактических играх и других видах деятельности).

·       Обогащатьпредставления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремлениеотражать их в разных продуктах детской деятельности.

2.     Речевоенаправление

Речевоеразвитие включает владение речью как средством общения икультуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

3.     Социально-коммуникативноенаправление

Социально-коммуникативноеразвитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых вобществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения ивзаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становлениесамостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми,основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональнуюотзывчивость.

4.     Физическоенаправление

Физическоеразвитие включает приобретение опыта в следующих видахдеятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнениемупражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координацияи гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системыорганизма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторикиобеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнениемосновных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладениеподвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции вдвигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

Развиватьу детей потребность в двигательной активности.Целенаправленно развивать у детейфизические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы идействие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общейвыносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать своидействия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно,соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения иперестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;

5.     Художественно-эстетическоенаправление

Художественно-эстетическоеразвитие предполагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетическогоотношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видахискусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализациюсамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Формироватьсенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей наэстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явленийприроды и окружающего мира.

Формироватьумения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать визображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметамии их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться,реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствамвыразительности.

Непосредственнообразовательная деятельность основана на организациипедагогом- психологом  видовдеятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игроваядеятельность является ведущей деятельностью ребенкадошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности онавыступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельностиребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игроваядеятельность является основой решения всех образовательных задач. Игроваядеятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах -это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры,игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды ипр.

Коммуникативнаядеятельность направлена на решение задач, связанных сразвитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи,освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки кобучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).

Познавательно-исследовательскаядеятельность включает в себя широкое познание детьмиобъектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослыхи детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей,городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств испособов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное иматематическое развитие детей.

Конструированиеи изобразительная деятельность детей развитием способностихудожественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусствасущественно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию междупознавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видамидеятельности.

Образовательнаядеятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требуетособых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обученияи развития ребенка.

 

2.2. Направленияпсихолого-педагогической деятельности

Психологическаядиагностика

            Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развитиядетей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательныхрезультатов. Такая оценка производится педагогом совместно спедагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (илимониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценкаразвития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованиемявляется связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий идальнейшим планированием образовательной работы.

            Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике(мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законныхпредставителей).

            Результаты психолого-педагогической диагностики(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательныхзадач, а именно:

·        индивидуализации образования (в том числеподдержки ребенка, построения его образовательной траектории илипрофессиональной коррекции особенностей развития);

·       оптимизацииработы с группой детей.

Цельдиагностической деятельности педагога-психологаДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностяхпсихического развития детей, которые будут положены в основу разработкииндивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

 

Развивающая работа ипсихологическая коррекция

            В контексте ФГОСДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней, психологической,сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

            Психокоррекционные технологии включаются в контекстразвивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психологапо данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, авыработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательныхситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоенияобразовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям всфере имеющихся трудностей развития.

            В технологическом аспекте данное направление деятельностипедагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр,в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемыхв процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных ссозданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в томчисле психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому,условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборепсихологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействияна личность ребенка.

 

Психологическоеконсультирование

            Цель консультирования состоит в том, чтобы помочьчеловеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДООпедагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование –консультирование по вопросам психического развития ребенка.

            Задачи психологического консультирования родителей ивоспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастногоразвития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачамивыступают:

·       преодолениедидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

·       оказание психологической помощи вситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом иливлияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

·       обучение приемам самопознания,саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемныхситуаций, реализации воспитательной и обучающей фукции;

·       помощь в выработке продуктивныхжизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

·       формированиеустановки на самостоятельное разрешение проблемы.

 

Психопрофилактикаи психологическое просвещение

            Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает какприоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова иЕ.К. Ягловская).

Цельпсихопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечитьраскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка,его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредитьнарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через созданиеблагоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процессапсихологической информации для предотвращения возможных проблем.

 

2.3. Содержаниедеятельности педагога- психолога

Цели,задачи, принципы деятельности педагога- психолога

 

Цели деятельностипедагога-психолога:

-    созданиеусловия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детейдошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации набазе ДОУ

-    содействиеадминистрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуацииразвития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологическиеусловия для охраны психологического и психического здоровья детей, ихродителей, педагогических работников и других участников образовательногопроцесса.

-    содействиепедагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольноговозраста, формировании у них

-    социальныхкачеств личности, способности к активному социальному взаимодействию;педагогической готовности к школьному обучению.

-    формированиеу детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачидеятельности педагога-психолога:

- психологическийанализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем вопределении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- содействиеличностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которогоявляется достижение воспитанниками психологической готовности к школе;

- формированиеу детей способности к контролю и самоорганизации;

- содействиепедагогическому коллективу в гармонизации социально­психологического климата вДОУ;

- психологическоеобеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования сцелью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным иличностным возможностям и особенностям детей;

- профилактикаи преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также вразвитии детей;

- участиев комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельностиспециалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методическихпособий,

- содействиев обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно­методическими материалами иразработками в области психологии.

Деятельностьпедагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программыдошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:

-    реализацияв работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;

-    развитиеиндивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей,чувств и др;

-    созданиев ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, которыйопределяется продуктивностью общения детей с взрослыми и сверстниками исозданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;

-    оказаниесвоевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членампедагогического коллектива ДОУ

Психологическоесопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующихпринципов:

-    обеспеченияправа доступности на качественное дошкольное образование;

-    сохраненияединого образовательного пространства в условиях содержательной иорганизационной вариативности дошкольного образования;

-    гуманизациидошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современномобществе и государстве;

-    защитыребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативностидошкольного образования;

-    повышенияэффективности и качества дошкольного образования;

-    обеспеченияпреемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общегообразования, основными общеобразовательными программами общего образования;

-    оказанияпомощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

-    признаниябезусловной ценности внутреннего мира р

24 мая 2020 в 21:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.