Детский сад № 7 город Миллерово

Рабочая программа; Музыкальный руководитель. 2022-2023 учебный год.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BDf3017d07607add3cfeca2e7b5c73e8e0.jpgМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 
ПРИНЯТА:                                                                                  УТВЕРЖДЕНА:на педагогическом совете                                                         Заведующий МБДОУд/с №7МБДОУ детский сад №7                                                            _______________   Л.Н.Сидорова  протокол  № ___ от «__» ___  2022г                                          «_____» _________2022г                                                                                                                                                                                                           





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2022 – 2023 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой Возраст детей от 3 до 7 лет






Разработчик:  музыкальный руководитель Абросимова Ольга Владимировна










г. Миллерово2022 г
СодержаниеI. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 41.1.1. Цели и задачи реализации Программы 61.1.2. Принципы  и подходы к формированию Программы 71.2. Планируемые результаты освоения Программы 91.2.1. Целевые ориентиры 91.2.2. Система оценки результатов освоения Программ 121.2.3. Педагогическая диагностика 13II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ   РАЗДЕЛ 2.1. Возрастные и индивидуальные  особенности музыкального развития воспитанников 1422. Характеристика образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего и дошкольного возраста 192.3. Описание  форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в музыкальной деятельности 262.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 332.5. Взаимодействие с семьями воспитанников 362.6. Взаимодействие  с воспитателями 422.7. Реализация регионального компонента 462.8.  Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ 3.1. Организация  организованной образовательной деятельности  по реализации  Программы 473.2. Особенности организации развивающей  предметно-пространственной среды 473.3. Материально- техническое обеспечение Программы 483. 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и  воспитания       по  реализации обязательной части Программы Приложения

































I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. Пояснительная запискаЗа короткий срок в системе  музыкального воспитания дошкольников появилось  много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети  и  родители.  А  главное,  изменились  требования  к  содержанию  и    организации  музыкального  воспитания.  На современном этапе педагогическая деятельность  требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО,  который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО,  определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.  Данная  программа  воспитательно-образовательной  деятельности    музыкального  руководителя   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7  г. Миллерово составлена в соответствии с требованиями ФГОС   ДО на основе парциальной  программы  музыкального  воспитания  «Ладушки»,  авторов  И.М.  Каплуновой  и  И.  А. Новоскольцевой  и   в соответствии нормативно - правовыми документами:Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования  (Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных  организаций» (Утверждены  постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.Актуальность  программы  состоит в том, что  она  ориентирована  на  приобщение  ребёнка миру музыкального искусства с  учётом специфики  дошкольного возраста.В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры. Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Программа рассчитана на музыкальное воспитание, образование и развитие детей от 3 до 7 лет. Рабочая программа регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный учебный график, календарно-перспективное планирование образовательной деятельности.       Рабочая программа музыкального руководителя ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ возрастных групп. Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.






1.1.1. Цели и задачи реализации ПрограммыЦель: Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Задачи: приобщение к музыкальному искусству;развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства;воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса;воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;удовлетворение потребности в самовыражении.заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.развивать коммуникативные способности.научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Девиз программы: «Введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой», что полностью отвечает требованиям ФГОС. Программа «Ладушки» содержит много сопровождающего речевого и наглядного материала, что даёт возможность сделать образовательный процесс более разнообразным, интересным и эффективным. 
1.1.2. Принципы и подходы к  формированию Программы
Реализуемая Программа строится на следующих принципах:
1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Нужно не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в непосредственно образовательной деятельности.
2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок; разучивание народных игр, хороводов).
3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
4. Принцип  комплексно-тематического  построения  рабочей  программы, основанный  на  календаре  праздников,  тематика  которых  ориентирована  на  все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия.
5. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
6. Принцип партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым.
7. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Материал программы распределяется по возрастным дошкольным группам (дети от  3 до 7 лет) и видам музыкальной деятельности.Программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной дошкольной группе.Исходя из учебного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведённых на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. 

































1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1. Целевые ориентиры
Целевые ориентиры образования в группе раннего возраста
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.Замечать изменения в звучании (тихо - громко).Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.Подпевать знакомую мелодию с сопровождением.Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Целевые ориентиры образования в младшей группе
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые  песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).Замечать изменения в звучании (тихо - громко).Петь, не отставая и не опережая других.Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)Проявлять эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различать веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы.Целевые ориентиры образования в средней группе
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.Узнавать песни по мелодии.Различать звуки по высоте (в пределах сексты -септимы).Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Целевые ориентиры образования в старшей группе
Различать жанры музыкальных произведений(марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Целевые ориентиры образования в подготовительной к школе группе
Узнавать мелодию Государственного гимна РФРазличать жанры музыкальных произведений(марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)Различать части музыкального произведения.Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию.Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные е отрезки с аккомпанементом.Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии
Планируемые результаты освоения парциальной программы Каплуновой И. М., Новоскольцевой И. А. «Ладушки»
Восприятие музыкальных образов и представлений.Гармоничное музыкальное развитие (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)Приобщение детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре Освоение разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.Развитие коммуникативных способностей, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.Знакомство с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.Обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.



1.2.2. Система оценки результатов освоения Программы
  В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.Однако музыкальный руководитель в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.  Для этого педагогу необходим инструментарий  оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.Во-вторых, аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.И, наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.






1.2.3. Педагогическая диагностика
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувства ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой  диагностика проводится по четырем основным параметрам: движение, чувства ритма, слушание музыки, пение. (Приложение 1).  Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей дошкольного возраста. Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются. Индивидуальные данные служат основой для создания портрета группы на каждом из этапов её развития, который позволяет музыкальному руководителю выявить сильные и слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую её коррекцию.Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);2) оптимизации работы с группой детей.Процесс диагностирования не должен носить формальный характер. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень музыкальных способностей каждого ребенка и по возможности развить их. Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей нужно бережно и разумно.




II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ   РАЗДЕЛ2.1. Возрастные и индивидуальные  особенности музыкального развития воспитанников          Данная программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет. В связи с тем, что  в МБДОУ детский сад №7 г. Миллерово функционируют четыре группы, 2 младшие группы к ним относятся дети в возрасте  3 – 4 лет,  средняя группа включает детей в возрасте: 4-5 лет, старшая возрастная группа включает детей в возрасте 6-7 лет – подготовительная к школе группа. 
Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет                                                             в музыкальной деятельностиДети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.      В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).      Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.      Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.      Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.      Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях). 
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет                                                                в музыкальной деятельностиВ среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, овершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Характеристика возрастных особенностей детей 5 – 6 лет                                                                в музыкальной деятельностиВ старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.


Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет                                                                в музыкальной деятельностиВозраст 6-7 лет - это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.













2.2.Характеристика образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего и дошкольного возрастаОсновные цели и задачиПриобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Музыкально-ритмические движения.  Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога. Ориентироваться в пространстве. Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога. Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка». Маршировать, останавливаться с концом музыки. Неторопливо, спокойно кружиться. Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики. Выполнять притопы. Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие (марш и бег). Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.)Развитие чувства ритма. Музицирование. Выполнять ритмичные хлопки в ладоши и по коленям. Различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения (хлопки и «фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения. Произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно).Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя. Различать долгие и короткие звуки. Проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы. Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: деревянными ложками, дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.Пальчиковая гимнастика. Тренировка и укрепление мелких мышц руки. Развитие чувства ритма. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса. Развитие памяти и интонационной выразительности.Слушание музыки.  Различать музыкальные произведения по характеру.   Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая). Различать двухчастную форму.Эмоционально откликаться на музыку. Выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение. Узнавать музыкальные произведения. Различать жанры: марш, плясовая, колыбельная.Распевание, пение. Реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться.Передавать в интонации характер песен. Петь а капелла, соло. Выполнять простейшие движения по тексту. Узнавать песни по фрагменту. Учить звукоподражанию. Проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно и т. д.).Пляски, игры, хороводы. Изменять движения со сменой частей музыки. Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения. Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.). Исполнять пляски по показу педагога. Передавать в движении игровые образы.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Музыкально-ритмические движения. Ходить друг за другом бодрым шагом. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения. Выполнять разнообразные движения руками. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки. Передавать в движении образы (лошадки, медведь). Выполнять прямой галоп. Маршировать в разных направлениях. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу. Легко прыгать на носочках. Спокойно ходить в разных направлениях.Развитие чувства ритма. Музицирование. Пропевать долгие и короткие звуки. Правильно называть графические изображения звуков. Отхлопывать ритмические рисунки песенок. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.Пальчиковая гимнастика. Укрепление мышц пальцев руки. Развитие чувства ритма. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса. Развитие памяти и интонационной выразительности. Развитие артикуляционного аппаратаСлушание музыки. Различать жанровую музыку. Узнавать и понимать народную музыку.Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога).Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.Распевание, пение. Передавать в пении характер песни. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом. Подыгрывать на музыкальных инструментах. Правильно выполнять дыхательные упражнения.Игры, пляски, хороводы. Изменять движения со сменой частей музыки. Выполнять движения эмоционально. Соблюдать простейшие правила игры. Выполнять солирующие роли. Придумывать простейшие элементы творческой пляски. Правильно выполнять движения, которые показал педагог.
Подготовительный к школе возраст (от 6 до 7 лет)
Музыкально-ритмические движения. Ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки. Совершенствовать движения рук. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение. Выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми. Ориентироваться в пространстве. Выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги. Придумывать свои движения под музыку. Выполнять маховые и круговые движения руками. Выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами. Выполнять разнообразные поскоки. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, башкирские, татарские и т.д.)Слушание музыки. Знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского.Знакомить с творчеством зарубежных композиторов.Учить определять форму и характер музыкального произведения.Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления. Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями. Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации и Республики Башкортостан.Распевание, пение.Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т. д.).Придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен).Петь согласованно и выразительно.Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.Развитие чувства ритма. Музицирование.  Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.Уметь играть двухголосье. Ритмично играть на палочках. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы.Пальчиковая гимнастика .Развитие и укрепление мелкой моторики. Развитие чувства ритма.Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетанииРазвитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения. Развитие звуковысотного слуха и голоса.Пляски, игры, хороводы.Передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения.Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз.Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз.Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни.Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке.Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания).Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы, составлен из музыкальных произведений народной, авторской, классической и современной музыки и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально–ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Использование здоровьесберегающих технологий
           Для решения приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей, предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий:
Логоритмика;Дыхательная гимнастика;Пальчиковая гимнастика;Самомассаж;Артикуляционная гимнастика;Пение валеологических упражнений;




























2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в музыкальной деятельности.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации организованной  образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.Исходя из возникновения развития музыкальной деятельность детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.
Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей:
Виды занятий Характеристика1 . Индивидуальные музыкальные занятия Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.2. Подгрупповые музыкальные занятия Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.3. Фронтальные занятие Проводятся со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.4. Объединенные занятия Организуются с детьми нескольких  возрастных групп.5.Типовое (или традиционное) музыкальное занятия Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.6. Доминантное занятие Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).7. Тематическое музыкальное занятие Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.8. Комплексные музыкальные занятия Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей(музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.9. Интегрированные занятия Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.      Методы музыкального развития
Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений.  Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах. Словесно-слуховой: пение.Слуховой: слушание музыки. Игровой: музыкальные игры. Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Разделы музыкального занятия в группе раннего возраста
Музыкально-ритмические движения.Развитие чувства ритма.Пальчиковые игры.Слушание музыки.Подпевание.Пляски, игры.
Разделы музыкального занятия в группах дошкольного возраста
Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое построение.
ПриветствиеЗначение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуко-высотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно.Музыкально-ритмические движенияМузыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.Развитие чувства ритма. МузицированиеДанный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух.Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуко-высотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-е - мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу-гем - мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.Слушание музыкиСлушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у детей любимым.Распевание, пениеРаспеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.Пляски, игры, хороводыОсновная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей - это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.
Особенности проведения музыкальных занятий в разновозрастной группе
  Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских ималокомплектных дошкольных учреждениях.         Занятия в малокомплектных ДОУ  проводятся одновременно с детьми двух возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной подгруппы он был новым, а для другой - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу. Поскольку в двухгрупповых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в групповой комнате.  Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем положении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для младших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же время восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей формы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позволяющие включить в работу дополнительный музыкальный материал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как организовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 -4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индивидуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный репертуар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индивидуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается.           Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощущать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, умениях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательными, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают музыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая возраст младших, придают своим действиям воспитательную направленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки.            Практика показала, что хотя выполнение программных требований в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторыми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совместное обучение старших и младших дает положительные результаты, особенно при проведении тематических занятий, музыкально-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным материалом.













2.4. Способы и направления поддержки детской инициативыМладший дошкольный возрастПриоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.Для поддержки детской инициативы необходимо.Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.Рассказывать детям об их реальных, а также будущих достижениях.Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.Способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости.В ходе занятий  терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог).Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.Создавать в музыкальном зале положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.Всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.Средний дошкольный возрастПриоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.Для поддержки детской инициативы необходимо.Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением.Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в музыкальном зале набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку.При необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой.Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.Подготовительный к школе возрастПриоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.Для поддержки детской инициативы необходимо.Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности.Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности.Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.Обращаться к детям с просьбой показать музыкальному руководителю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов.Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.Организовывать концерты для выступления детей и взрослых.







2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Направления и формы работы с родителями в музыкальном воспитании
Разнообразные формы работы позволяют значительно повысить активность родителей и их компетентность в вопросах музыкального воспитания. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального развития детей.Работа в этом направлении показывает, что для организации плодотворной связи сад — семья необходимо четкое, целенаправленное руководство. С этой целью составляю в начале учебного года планы по музыкальному просвещению родителейОбращаю внимание  родителей на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в  решении задач музыкального образования детей. С этой целью знакомим родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в детском саду. Проводятся: индивидуальные беседы с родителями;консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением);анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье; с целью оценки работы воспитателя и музыкального руководителя по музыкальному развитию ребёнка; с целью оценки и предложений о проведении праздника или развлечения;занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром;создание буклетов, памяток для родителей; приобщение родителей к совместной деятельности с детьми через создание поделок, пособий, атрибутов для игр, праздников, развлечений; участие родителей в выставках, создании газет, генеалогических древ семьи и пр.активное участие родителей совместно с детьми на праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях, проектах.  Помощь в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.План работы с родителями на 2021-2022 учебный год№ Форма и название мероприятия Программное содержание Объект деятельности Срок реализации1 «Внешний вид ребенка на музыкальных занятиях»                    (папка раскладушка) Помочь родителям осознать важность создания предметно-развивающей музыкальной среды дома.  Все возраста




Сентябрь
  «Виды музыкальной деятельности детей и их значение для развития музыкальных способностей» (буклеты) Накопление материала для создания условий художественно - эстетического развития детей.  2 «Музыкальные игрушки - детям» (папка-раскладушка) Помочь родителям осознать важность создания предметно-развивающей музыкальной среды дома.  Младший возраст (3 – 4 лет)
Октябрь
  «Осеннее путешествие на ковре самолете» «Гости из осеннего леса» Создать радостное настроение у родителей и детей от совместного представления. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)  3 «Пение путь к здоровью»(папка-передвижка) Поддержание заинтересованности, инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)


Ноябрь Музыкально-театрализованное представления на День Матери Воспитывать доброе, нежное, уважительное отношение к мамам. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)  4 «Как провести в семье праздник новогодней елки»                        (папка-передвижка) Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада.  



Все возраста





Декабрь  « Праздник Новогодней елки»(совместный праздник) Изготовление костюмов и атрибутов к новогодним праздникамЗапись праздников на видео Знакомство родителей с  вариантами новогодних костюмов.Привлечение родителей к оказанию помощи    в пошиве костюмов для детей.  5 «Народные игры и забавы для малышей»(папка-передвижка) Знакомить родителей  с народными  играми и забавами для малышей. Оказать помощь в создании картотеки или фонотеки с интересными играми и забавами (по желанию родителей). Младший – средний возраст (3 – 5 лет) 



Январь  «В мире музыки» (информационный стенд) Приобщать родителей к музыкаль
24 мая 2020 в 21:04

Прикреплённые файлы:

Документ: Рабочая программа; Музыкальный руководитель. 2022-2023 учебный год.

Описание файла:

Файл называется: 187336-80877.docx

Это официальный файл организации «Детский сад № 7 город Миллерово», в нём содержится Рабочая программа; Музыкальный руководитель. 2022-2023 учебный год..

Размер файла: 0,07 Мегабайт. Скачать файл

Файл подписан Простой Электронной Подписью:
06.14.2021 10:41:14 Код: 187336-80877 ФИО: МБДОУ детский сад Крепыш Должность: Администратор ===


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.