Детский сад № 7 город Миллерово

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ. Часть 3.

 РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

Пособие для родителей

Растить здоровых детей — это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.

Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезни у вашего ребенка, нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своих наблюдениях за его развитием и здоровьем.

Особенности развития организма детей четвертого, пятого и шестого года жизни

Физическое развитие. В дошкольном возрасте многие внешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей.

В период первого детства (3—7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4—5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно.

При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела — до 1,5—2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела. Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс:

I = P/L2

(т.е. вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах).

Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 — ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинских работников при проведении более точных обследований разработаны специальные таблицы для детей разных возрастов и регионов страны.

Костно-мышечная система. В возрастном периоде 3—6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения — 1—2 минуты.

2. Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета — напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3—4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.

3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения — 0,5—1 минута.

4. Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.

5. Груз на голове (книга или мешочек с песком, солью, размером 13x8 см, 500 г) — еще один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения.

Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.

Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка», «зайчик», «собачка») и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ — кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.

Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.

Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения.

В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5—6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.

Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков — в 5,8—6,0 лет, у девочек несколько раньше — в 5,5—5,7 лет.

Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет.

В верхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы

(например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.

С четырехлетнего возраста длина шага при ходьбе у детей увеличивается до 39,0—40,5 см, а темп уменьшается. Длина шага при беге также увеличивается. Так, например, у детей, достигших 5 лет, при пробегании дистанции в 30,0 м длина шагов достигает 59—62 см при их частоте 248,0—258,0 в минуту. В 6 лет у мальчиков и девочек наблюдаются более высокие показатели быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, чем в 4—5 лет. В гибкости различия между мальчиками и девочками не проявляются. Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, мы приводим в этой таблице.

К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30—35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5—2 м, влезать на гимнастическую стенку.

К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5—10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5—6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2—2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3—4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега — не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3—4 м и вдаль на 5—9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.

Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий.

На 6—7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5—6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается и экскурсия («расширение и сжатие») грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.

Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Сердечно-сосудистая система. С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни — 80—83 г, пульс — 100—105 ударов в минуту. На 6—7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95—92 ударов в минуту. Артерии в 4—6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

Органы зрения. Развитие органов зрения у детей в 4—6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.

При рождении у ребенка из-за небольшого размера глазного яблока в норме определяется дальнозоркое зрение (+2,0 диоптрии). Степень дальнозоркости по мере роста глазного яблока постепенно снижается. У детей 3—6 лет все еще (в 81,9%) преобладает дальнозоркость. Для ясного различения предметов, находящихся на близком или дальнем расстоянии, необходимо особым образом приспособить глаз. Эта способность глаза видеть на близком или дальнем расстоянии — аккомодация — легко осуществляется у детей благодаря изменению формы высокоэластичного хрусталика. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов.

В связи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизни начинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке и другим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии, особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненное положение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже не попадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней применяется специальная гимнастика — офтальмотренаж.

1. «Бегунки» — во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети «бегают» глазами, может быть в виде овала, «восьмерки», зигзага, спирали. Толщина линии — 1 см.

2. «Перевод взгляда» — на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок с поворотом головы попеременно рассматривает рисунки.

3. Упражнения для мышц глаза:

крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть глаза на 3—5 секунд;

моргать быстро в течение 15—20 секунд;

пальцами рук прижать закрытые верхние веки, через 1—2 секунды снять пальцы с век;

смотреть перед собой вдаль в течение 2—3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5—6 лет с компьютером (ПЭВМ) и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата. Для детей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминала компьютера допускается не чаще 3—4 раз в неделю по 15—20 минут.

При просмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение.

(Подробные рекомендации описаны в соответствующей брошюре этой серии.)

Нервная система. В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности.

По мере возрастания силы и подвижности нервных процессов функции восприятия и внимания на пятом и шестом годах жизни становятся все более устойчивыми и управляемыми, поэтому дети этого возраста более внимательны и работоспособны.

На пятом году жизни дети существенно овладевают речевой функцией: активный словарь ребенка на пятом году жизни приближается к двум тысячам.

Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.

Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.

Миндалины — это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным,  миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают.

Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.

Аденоиды расположены там, где в носоглотку открываются и носовые ходы, и евстахиевы трубы, соединяющие носоглотку с полостью среднего уха. Если аденоиды воспалены и увеличены, блокируется носовое дыхание и закладывает уши. Нарушение слуха родители обычно списывают на рассеянность. При аденоидах ухудшается в основном восприятие звуков высокой частоты, т.е. шипящих согласных. Еще один признак воспаления глоточных миндалин — у ребенка постоянно приоткрыт рот. В норме воздух должен идти по носовым путям, где он согревается и очищается: бактерии вместе с пылью оседают на вязкой носовой слизи. Если же малыш дышит ртом, холодный воздух вместе со всеми бактериями летит прямиком в трахею и бронхи. Именно поэтому ребенок с увеличенными аденоидами без конца болеет. Аденоидного ребенка вычислишь и по тому, как он говорит: разросшаяся ткань не дает звуку резонировать в придаточных пазухах, и он получается гнусавым. По той же причине аденоидные дети подвержены гаймориту (воспалению пазух носа).

Что должно насторожить родителей

Ребенок часто болеет, постоянно хлюпает носом, гнусавит — согласную «м» произносит как «б» («басло», вместо «масло»); спит с открытым ртом, храпит (здоровые дети не храпят!); постоянно переспрашивает; жалуется на головную боль, часто капризничает, гримасничает, мочится в постель.

Как обстоят дела с носовым дыханием, покажет простой тест: поднесите кусочек ваты к одной ноздре ребенка, а другую слегка прижмите пальцем. Попросите подышать носом, и по движению ворсинок сразу увидите, насколько хорошо проходит воИзбавляет от заложенности и облегчает дыхание промывание носа раствором фурацилина, слабой настойкой прополиса, отваром ромашки, зеленым чаем или морской солью (1 чайная ложка на стакан воды).

Простудные заболевания. Мало кто из детей 3—6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными.

Большинство людей в возникновении простудного заболевания обычно винят холод, сырость, сквозняки, поэтому многие родители стараются ребенка потеплее укутать и повысить температуру в помещении. Но, к сожалению, все эти мероприятия не только не дают желаемого результата, а, напротив, из-за этого ребенок болеет чаще. «Укутанный» ребенок быстро перегревается, потеет и, расстегнув одежду, сразу переохлаждается. При этом еще недостаточно сформированная система иммунной защиты организма ребенка неадекватно реагирует на внешние отрицательные воздействия, т.е. ослабляет сопротивляемость появляющимся инфекциям. Плохая, холодная погода заставляет ребенка больше времени проводить в помещении, которое часто недостаточно проветривается. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения микробов и вирусов.

Пик детских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период, но некоторые вирусы активны весь осенне-зимне-весенний период. Поэтому, даже если до осени вылечен насморк и другие очаги инфекции, включая кариозные зубы, тонзиллит и аденоиды, уберечься от нового заболевания бывает нелегко. Особенно сложно это сделать, если в окружении ребенка уже есть люди, больные вирусными заболеваниями.

Самые распространенные простудные заболевания у детей — инфекции верхних дыхательных путей. Как правило, острые респираторные заболевания протекают относительно легко и не приводят к развитию тяжелых осложнений, но тем не менее требуют пристального внимания и овладения необходимыми навыками по уходу за больным ребенком, его лечению и предупреждению последующих заболеваний.

При температуре не выше 380С жаропонижающие средства не нужны (за исключением случаев судорог). Для большинства детей такая температура безвредна, более того, она может мобилизовать защитные силы организма на борьбу с инфекцией.

Ребенку в период болезни необходимо в рацион питания включать больше овощей и фруктов, особенно содержащих витамин С. Это мандарины, апельсины, грейпфруты, лимоны, клюква, смородина, черноплодная рябина. Очень полезны соки, морсы, компоты из фруктов.

Многие родители считают, что простуженного ребенка нельзя купать. На самом деле горячая ванна — весьма эффективное средство против простуды. Важна и чистота кожи, так как через ее поры выходят токсины. Только следите за тем, чтобы в квартире было достаточно тепло, после водных процедур малыш не должен переохлаждаться.

На что следует обратить внимание, если ребенок заболел?

Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.

Как ухаживать?

1. Уложите ребенка в постель, так как, чем активнее он будет двигаться, тем выше у него будет температура.

2. Соблюдайте принцип: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Одевайте малыша комфортно, в соответствии с температурой в помещении, и ни в коем случае не кутайте его, чтобы не было перегрева организма. Например, под ватным одеялом температура может подняться на градус выше, поэтому лучше укройте ребенка шерстяным или простыней.

3. Хорошо проветрите помещение, в котором находится заболевший ребенок, — это эффективный способ снижения температуры тела.

4. Обязательно давайте ребенку пить — дробно, небольшими порциями, лучше воду или морсы комнатной температуры; чем больше он выпьет, тем быстрее снизится температура.

5. При повышении температуры выше 38°C оботрите все тело ребенка губкой, смоченной теплой на ощупь водой (30—32°C) в течение 2—3 минут; после процедуры не вытирайте насухо, оставьте кожу слегка влажной.

Вызовите врача неотложной помощи.

Необходимо регулярно проветривать комнату, где находится больной ребенок, проводить влажную уборку. «Спертый» воздух раздражает слизистые верхних дыхательных путей, способствует размножению болезнетворных микроорганизмов. Важно помнить, что дети курильщиков больше подвержены простудным заболеваниям.

Малина — очень эффективное народное лечебное средство. Ее по праву можно отнести к чисто лекарственным растениям. То, что в малине много витаминов, — это очевидно, но кроме этого, в ней очень много железа, цинка, меди, марганца. Поэтому эта ягода необходима взрослым и детям.

Как мощное профилактическое, витаминное средство в «гриппозный» период врачи советуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (в равных частях). При гриппе хороший эффект дают лечебные чаи из плодов малины и липового цвета (в равных частях), малины и душицы, мать-и-мачехи (также в равных частях). Вместо сахара для усиления эффекта можно добавить мед. Детям также можно приготовить смешанный малиново-клюквенный чай, он не только вкусный, но и полезный. Кроме всего вышеперечисленного, малина обладает также мощным противоаллергическим эффектом.

Профилактика простудных заболеваний.

Если ребенок болеет часто, родители очень переживают, но не знают, что делать. Не успел ребенок вылечиться от одного заболевания, как накладывается другое. Почему это происходит?

Возбудители, попадающие в дыхательные пути ребенка от разных больных людей, могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Поэтому специфические качества иммунитета, который выработал в течение заболевания организм ребенка к первому возбудителю, не всегда совпадают с признаками следующего возбудителя. И весь процесс болезни повторяется почти заново.

Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ — закаливание.

Закаливание — целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика». В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей — повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

постепенное повышение интенсивности процедур;

ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;

постоянный контроль за влиянием процедур на организм;

комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала.

Более подробное описание принципов и способов закаливания представлено в брошюре «Как правильно закаливать ребенка» (авторы — В.Д. Сонькин, И.А. Анохина) из первой серии «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития».

Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10—15 минут, из них 5—7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.

Водные процедуры — обтирание, обливание, купание. Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка. Местные водные процедуры — утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды при начальных процедурах — 28°С, затем постепенно снижается до 18°С.

Обтирание — проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до температуры 18°С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16°С. Детям с ослабленным здоровьем обнажение и обтирание проводят по частям, в порядке указанной выше последовательности. Общие обливания проводятся через 1—1,5 месяца обтираний при ясно выраженных признаках благоприятного их воздействия на организм. Начальная температура воды при общих обливаниях и душах установлена в 34—33°С, через каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится зимой до 26°С и летом до 24°С. Ванны рекомендуется проводить 2 раза в неделю при температуре воды 36°С продолжительностью 10 минут, с последующим обливанием водой температуры 34°С.

Купание — наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.

Купание обычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22—24°С. Первые купания непродолжительны — 2—3 минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при их активном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8—10 минут. Детям, разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10—15 минут.

Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ — это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.

Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, вилочковой железой и костным мозгом. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц. Точка регулирует иммунные функции организма — повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.

Точка 4 располагается на заднебоковых поверхностях шеи, под ушными раковинами. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области наиболее выступающего 7-го шейного позвонка.

Точка 6 улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.

Точка 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.

Точка 8 располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием). Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат. Точка 9 расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов.

Массаж надо делать 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять — в противоположную). Делайте массаж ежедневно, особенно в периоды повышенной простудной заболеваемости.

Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Семейные лыжные прогулки, туризм и другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей и взрослых.

Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:

— движения во всех видах;

— подвижные игры на воздухе;

— утренняя гимнастика;

— закаливание;

— достаточное освещение и правильно подобранная мебель;

— постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;

— выполнение специальных комплексов упражнений.

Десять советов родителям

Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.

Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.

Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения: – Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: –Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой, Вот тогда придешь домой. Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три— нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Дети имитируют стихотворение, выполняя движения). (Руки вверх, вдох — потянулись; наклон —раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.) Бегут, бегут со двора (шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: (прыжки на месте) Курка-гарабурка-каки-таки, (хлопаем в ладоши) Утка-поплавутка-бряки-кряки, (топаем ногами) Гусь-водомусь-гаги-ваги, (приседаем) Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (хлопаем в ладоши) Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (топаем ногами) Коза-дерибоза-мехе-беке, (приседаем) Баран-крутороган-чики-брыки, (хлопаем в ладоши) Корова-комола-тпруки-муки, (топаем ногами) Конь-брыконь-иги-виги. (шагаем на месте) В гости к Федосье Матрена пришла, (шагаем на месте) К чаю пришла, (руки в стороны на пояс) Лимон принесла. (Хлопок перед грудью) – Пейте, Матрена, (прыжки на месте) С лимончиком, (присели)

Пейте, Лимона, (прыжки на месте) С матренчиком!.. (присели) А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо) И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо) А Федосья растерялась (присели) И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой) Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (шагаем) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (машем руками-крыльями) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (круговые вращения шеей) Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево-вправо) Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками) Шарик тоже зарычал, Р-Р-Р (руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (присели) Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью) и работать захотели.(потираем руками) Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши) мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью) и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши) Встанем, дети, (встали) скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять.(шагаем) Приподнялись, (поднялись на носочках) чуть присели (приседаем) и соседа не задели, (садимся) А теперь придется встать, (встали, потянулись) тихо сесть, (ровненько сели) писать начать. (Приготовились писать) Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в ко-лонне) Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» пе-ред глазами). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши). Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук»дернули за гири»). Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой). Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту). Игровое упражнение повторить 2-3 раза. Вот под елочкой зеленой (встали) Скачут весело вороны: (прыгаем)

Кар-кар-кар! (громко). (хлопки над головой в ладоши) Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо) Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо) Кар-кар-кар! (громко). (хлопки над головой в ладоши) Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями) И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.) Кар-кар-кар! (тихо). (хлопки над головой в ладоши) В лесу темно, Все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг - как полетит! Совушка - сова. (Дети ходят по классу, остановившись, изображают спя-щих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.) Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками) На лугу цветы считает, (считаем пальчиком) – Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши) Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте) За день, за два и за месяц... (шагаем на месте) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши) Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками) Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком) Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте) Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши) Раз – грибок, (наклоны вперед) Два – грибок, (наклоны вперед) Три – грибок, (наклоны вперед) Положил их в кузовок. (шагаем на месте) (Декламируя стихотворение, дети имитируют движения гриб¬ника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) Где же, где же наши руки, Где же наши руки? (спрятали руки за спину) Где же, где же наши руки? Нету наших рук. (повороты туловища влево-вправо) Вот, вот наши руки, (показываем руки) Вот наши руки. Пляшут, пляшут наши руки, Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.) Динь-динь, динь-день, Начинаем новый день. (шагаем на месте) Дили,лили,дили,дили, Колокольчики будили (руки на поясе, повороты влево – вправо) Всех зайчат, всех ежат, (руки на поясе, наклоны влево – вправо)

И воробышек проснулся, (прыжки на месте) И зайчонок встрепенулся. (приседания) На зарядку, кто вприпрыжку, (прыжки с ноги на ногу) Кто вприсядочку, (приседания) Через поле напрямик (бег на месте) прыг-прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте) мишка Долго, долго мы лепили, – (руки сцеплены в замок; круговые вращения руками) Наши пальцы утомили. (встряхивание кистями рук) Пусть немножко отдохнут (поглаживание каждого пальчика по очереди) И опять лепить начнут. Дружно руки разведем (развели руки в стороны) И опять лепить начнем (хлопаем в ладоши) Две сестрички, две руки, (встряхивание кистями рук) Рубят, строят, роют, (изображаем в движении слова текста) Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. Жила-была мышка Мауси (шагаем на месте) И вдруг увидала Котауси. (присели) У Котауси злые глазауси (закрыли ладонями рук глаза) И злые-презлые зубауси. (Закрыли руками рот) «Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (встали, руки на пояс) Подойди ко мне, милая Мауси! (Машем правой – левой рукой) Я спою тебе песенку, Мауси, (пояс, наклоны туловища влево –вправо) Чудесную песенку, Мауси!» (пояс, повороты туловища влево –вправо) Но ответила умная Мауси: (хлопаем в ладоши) Ты меня не обманешь, Котауси! (встали, руки на пояс) Вижу злые твои глазауси (закрыли ладонями рук глаза) И злые-презлые зубауси! (Закрыли руками рот) Так ответила умная Мауси – (встали, руки на пояс) И скорее бегом от Котауси. (Бег на месте) Зайки серые сидят, (присели) Ушки длинные торчат. (показываем руками ушки) Вот наши ушки, Вот наши ушки; Ушки на макушке. Вот бежит лисичка, (бег на месте) Хитрая сестричка. Прячьтесь,прячьтесь, (присели) Зайки-попрыгайки. По лесной полянке

Разбежались зайки. (прыжки на месте) Вот такие зайки, Зайки-попрыгайки. Загудел паровоз И вагончики повез. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Далеко их укачу. (Ученики встают и читают первую строчку. После слов «Загудел паровоз» говорят: «Ту-ту», кладут руки на плечи впереди стоящему ученику. Так образовались паровозы, кото-рые могут «проехать» по проходам между партами и вернуться на свои места. Учитель показывает поезда, принесенные учениками из дома.) Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте). Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать (ходьба), Руки поднимать (руки вверх), Приседать и вставать (приседание 4-6 раз), Прыгать и скакать (10 прыжков). Льется чистая водица Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево. Опусти головку вниз И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями) Ложка – это ложка, (шагаем на месте) Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши) Кошка – это кошка, (шагаем на месте) У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши) Тряпка – это тряпка, (шагаем на месте) Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте) Шапка – это шапка, (шагаем на месте) Оделся и пошел. (Прыжки на месте) А я придумал слово, (руки в стороны – на пояс) Смешное слово – плим. (присели) Я повторяю снова: (наклоны туловища влево – вправо) Плим, плим, плим! (присели) Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте) Плим, плим, плим! (шагаем на месте) И ничего не значит (Прыжки на месте) Плим, плим, плим! (шагаем на месте) Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками.. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши). Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны). И побежим кругом (бег). Паучок под лавку Упал. Ненароком лапку Сломал. В городскую лавку Сходил И другую лапку Купил. На строки 1-3 все произвольно прыгают на двух ногах. Со словом «сломал» переходят на прыжки на одной ноге. На две последние строки исполняют подскок с поочередным выставлением ноги на пятку. Паровоз кричит: «Ду-ду, Я иду, иду, иду». А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперед согнутыми руками дела¬ют движения вперед-назад). Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую).

«Клен»

Ветер тихо клен качает, – наклон вправо, влево

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два наклон, – 2 наклона вперед

Зашумел листвою клен. – потереть ладошки.


«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, – руки на поясе, отводить локти назад

И сам себе я помогу.

Все выполняю по порядку:

Сначала сделаю зарядку.

Нагнусь, – наклон вперед

Прогнусь, – наклон туловища назад

И выпрямляюсь, – выпрямиться

И вправо-влево наклоняюсь. – наклон вправо, влево

С друзьями поиграю в мяч, – «пинаем» ногой «мяч»

Он весело помчится вскачь. – прыжки на месте

И за столом я посижу, – «пружинки»

И телевизор погляжу.

Но буду помнить я всегда: – сцепить руки за спиной, выполнить

Должна прямою быть спина! поворот вправо, влево.


«Кузнечик»

Наш кузнечик по утрам – прыжки на месте

Прыгает на грядку.

И на радость всем жукам – наклоны туловища вправо, влево

Делает зарядку.

Раз и два! Из травы – – руки вверх, вниз

Лапки выше головы.

Три, четыре! – На укроп! – ходьба на месте

Лапкой вытер потный лоб. – вытираем лоб

Рядом поле… Пять и шесть, – приседания (2 раза)

На травинку можно сесть.

Вдох и выдох… прыгнул в рожь – вдох, выдох, прыжок на месте

И сказал: «Денек хорош!» – вытянуть руки, показать большие

пальцы

Здравствуй, солнце золотое, – развести руки в стороны и

Здравствуй, небо голубое скрестить над головой (повторить

2 раза)

Здравствуй, вольный ветерок, – махи руками вперед, назад,

пружиня ноги

Здравствуй, маленький дубок. – присесть, встать

Мы живем в одном краю, – развести руки в стороны

Всех я вас приветствую! – хлопки в ладоши

Со мной здоровался петух: – махи руками вверх, вниз

– Кукареку, – пропел он вслух. – поднимание колена

– Ко-ко, – услышал я от кур, – подниматься на носки

Мурлыка-кот мурлыкнул: – «умываться»

– Мурр!

И пес Барбос, меня узнав, – приседания

Пролаял весело:

– Гав-гав!

Как хорошо, подумал я, – хлопки

Что у меня кругом друзья! – развести руки в стороны

В понедельник я купался, – наклоны вперед, имитируя плавание

А во вторник рисовал, – «рисуем» круг

В среду долго умывался, – вращение ладонями по щекам

А в четверг в футбол играл. – «пинаем» ногой

В пятницу я прыгал, бегал, – прыжок и бег на месте

И с друзьями танцевал. – «пружинки»

А в субботу, в воскресенье – присели, наклонили голову на

Долго, долго отдыхал. сложенные вместе ладони.


«Котята»

Умыли котята глаза и носы, – поглаживаем указательными

И щечки, и лобик, пальцами веки, нос, щеки, лоб,

И даже усы. «рисуем» под носом усы, гладим уши

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.

– Мяу!


«Мышка».

Мыла мышка мылом носик, – поглаживаем нос, уши

Мыла ушки, мыла хвостик, – прячем руки за спину

Мыла так, что побелела – поглаживаем тело сверху вниз

И от счастья мыло съела! – удивляемся, разводим руки в

стороны.


«Доченька-неряшка»

Ах ты, доченька-неряшка – – покачиваем головой

На щеке застыла кашка! – похлопаем по щекам

В киселе, смотри, ладошки, – поворачиваем ладони вверх,

вниз

А в кудряшках – хлеба крошки! – погладим себя по голове

Доедим-ка кашу – умоем дочку нашу! – сделать из ладошек «чашку»

Нос и щечки мой, ручонка! – – гладим нос, щеки

Будет чистая девчонка! – поворачиваемся вправо, влево.


«Дружно умываемся»

Мы все дружно кран откроем, Все движения в соответствии

Побежит водица. с текстом

Мы все дружно руки моем,

Моем наши лица.

Вот как славно мы умылись,

На зарядку торопились.

«Солнышко и ромашки»

Как ходило солнышко поглаживание рук от плеча до кисти

В золотой рубашке.

Как ласкало солнышко поглаживание по голове

Белые ромашки.

Гладило ладошкой, потереть ладони

Лепесточки грело.

У ромашек белых поглаживание по груди по часовой

Грудка загорела. стрелке.


«Неболейка»

Чтобы горло не болело, поглаживание шеи сверху вниз

Мы погладим шею смело.

Чтоб не кашлять, не чихать, массаж указательными пальцами пазух

Будем нос мы растирать. носа

Чтобы уши не болели, поглаживание ушей

Разомнем и их скорее.

Вот сгибаем, разгибаем, движения в соответствии с текстом

Сильно, сильно растираем.

Раз, два, раз, два, – хлопки в ладоши

Нам простуда не страшна! – повороты головы вправо, влево.


«Нос, умойся!»

Кран, откройся! Нос, умойся! массаж лица в соответствии с текстом

Мойтесь сразу оба глаза,

Мойтесь, ушки, мойся, шейка,

Мойся, мойся, хорошенько!

Обливайся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!


«Умывание»

Хуже наказанья – жить без умыванья. – наклоны головы вправо,

влево.

Все ребячьи лица обожают мыться. – массируем щеки круговыми

движениями.

Без воды, без мыла всех бы грязь покрыла! – гладим нос

Чудно, чудно – вымыться нетрудно! – гладим уши

Честно, честно – чистым быть чудесно! – трем ладошки

Носик чистый, ротик чистый, – показываем указатель-

Глазки блестят, весело глядят! ным пальцем на нос,

уголки рта, глазки, наклоны

головы вправо, влево.


«Будем чистыми»

Ах вода, вода, вода, – хлопки в ладоши

Будем чистыми всегда! – круговыми движениями массажируем

щеки

Брызги вправо, брызги влево, – движения в соответствии с текстом

Чистым стало наше тело. – погладили тело сверху вниз

Полотенчиком пушистым

Вытрем руки очень быстро! – трем ладони.


«Где ты прячешься, вода?»

Знаем, знаем, да-да-да, – киваем головой

Где ты прячешься, вода! – разводим руки в стороны

Выходи, водица, – машем ладонями к себе

Мы пришли умыться. – «моем» щеки

Лейся на ладошку понемножку, – трем ладошки

А потом побыстрей, – хлопки в ладоши

Будем мыться веселей!


«Ежонок».

По утру в лесу спросонок – «моем» щеки

Умывается ежонок.

Мать ежиха таз берет,

Мордочку ежонку трет. – «моем» нос

Только спину, только спину – гладим ладонями друг другу спину

Не потрешь родному сыну.


«Лепим снеговика»

Раз – рука, два – рука, – вытягиваем поочередно руки вперед

Лепим мы снеговика. – «лепим снежок»

Три-четыре, три-четыре, – проводим указательными пальцами по

Нарисует рот пошире. подбородку от середины к краям

Пять – найдем морковь для носа, – массируем пазухи носа

Угольки найдем для глаз, – гладим веки от центра к краю

Шесть – оденем шляпу косо, – ребром ладони проводим по лбу

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь, – хлопки в ладоши

Поплясать его попросим. – «пружинки»


«Льется чистая водица»

Льется чистая водица, – «открываем кран»

Мы умеем сами мыться. – «моем» щеки

Порошок зубной берем, – «накладываем пасту» на указательный

палец

Крепко щеткой зубы трем. – «чистим» указательным пальцем зубы

сверху вниз

Моем шею, моем уши, – гладим шею сверху вниз, уши

После вытремся посуше. – «вытираемся»


«Умывальная»

Рассказать вам, где мы были? – разводим руки в стороны

К речке по воду ходили. – ходьба на месте

Принесли в ведре водицы,

Чтоб детишкам всем умыться. – круговые движения ладонями по щекам

Вымыть ушки, глазки наши, – погладить уши, брови

И сварить на завтрак каши. – указательным пальцем водить по ладони

(«мешать кашу»).


«Обезьянки»

Рано утром на полянке Движения в соответствии с текстом

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой – топ, топ!

Левой ножкой – топ, топ!

Руки вверх, руки вниз,

Вправо, влево повернись

И друг другу улыбнись!

По дороге Петя шел, – ходьба на месте

Он горошину нашел, – присесть, встать

А горошина упала, – наклоны туловища вперед

Покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох! – наклоны вправо, влево, держать за голову

Где-то вырастет горох. – повороты вправо, влево.


«Цветы»

Говорит цветку цветок: – «фонарики»

«Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку, – ходьба на месте

Да притопни ножкой, – притопнуть

Да головкой покачай, – покачивание головой

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка – – наклоны туловища вперед, руки на

Вот зарядка для цветка. поясе

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся». – встряхивание кистями рук

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. – повороты туловища вправо, влево.


«Яблоко»

Вот так яблоко!

Оно

(руки в стороны)

Соку сладкого полно.

(руки на пояс)

Руку протяните,

(руки вперед)

Яблоко сорвите.

(руки вверх)

Стал ветер веточку качать,

(покачиваем вверху руками)

Трудно яблоко достать.

(потянуться)

Подпрыгну, руки протяну

(подпрыгнуть)

И быстро яблоко сорву!

(хлопки в ладоши над головой).


«Шум и тишь»

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

(шаг на месте)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

(махать руками)

Гуси шеи выгибают,

Клювом перья расправляют.

(наклоны туловища вперед)

Ветер ветки раскачал,

(качать поднятыми вверх руками)

И щенок наш зарычал,

Р-р-р!

(присесть, упор на ладони)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш.

(потереть ладони)

И опять настала тишь.

(поднести указательный палец к губам).


«Солнце и дождик»

Солнце спит и небо спит,

Даже ветер не шумит.

(подложить сложенные ладони к правой, затем к левой щеке)

Рано утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

(поднять руки вверх, потянуться)

Вдруг повеял ветерок,

(покачать руками вперед, назад)

Небо тучей заволок,

(закрыть лицо руками)

И деревья раскачал.

(наклоны вправо, влево)

Дождь по крыше застучал.

(прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам,

(топать ногами)

Солнце клонится все ниже.

(«пружинки»)

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

(присесть, спрятать руки за спину).


«Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

(махи руками)

Потянулась, улыбнулась.

(потянуться)

Раз – росой она умылась,

(«умыться»)

Два – изящно покружилась,

(покружиться на месте)

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась.


«Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

(повороты вправо, влево)

Потянулся после сна:

К нам опять пришла весна.

(потянуться)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

(вращение головой)

Искал мишка корешки

И трухлявые пеньки.

(наклоны вперед)

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

(погладить ладонью по животу)

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.

(присесть).


«Речка»

К речке быстрой мы спустились,

(ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

(хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

(разводить руки в стороны с наклоном туловища вперед)

Одной, другой – это кроль.

Все как один – плывем, как дельфин.

(махи руками)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(ходьба).


«Гуси»

Гуси серые летели,

(взмахи руками в стороны)

На лужайку тихо сели,

(присесть, встать)

Походили, поклевали,

(ходьба, наклоны)

Дружно к дому побежали.

(бег на месте).


«Заготовка дров»

За дровами мы идем,

И пилу с собой несем.

(ходьба)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

(«пилим»)

Чтоб дрова полезли в печку

Их разрубим на дощечки.

(наклоны)

А теперь их соберем

И в сарайчик отнесем.

(приседания)

После тяжкого труда

Нужно отдыхать всегда.

(вдох, выдох).


«Березка»

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили

(наклоны)

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла.

(потянуться вверх)

А потом их наклонила

(опустить руки вниз)

И ребят благодарила.

(поклон головы)




8 ноября 2016 в 21:07

Прикреплённые файлы:

Документ: ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ. Часть 3.

Описание файла:

Файл называется: fizminutki-po-alfavitu_m1frr.pdf

Это официальный файл организации «Детский сад № 7 город Миллерово», в нём содержится ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ. Часть 3..

Размер файла: 3,19 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.