Детский сад № 7 город Миллерово
|
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ. Часть 2.КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК. Не под окном (руки в стороны), А около (руки вперед) Катилось «О» и охало (круг руками), Охало, охало, не под окном, а около. (Руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз.) .... Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят: Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу) Дождик кап-кап-кап! (Касаются стола первым и пятым пальцем раскрытых кистей рук.) Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох. (Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко.) Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.) Кто нашел его, друзья? (Сжав все пальцы, левой руки, кроме мизинца, показывают его.) Это я, я, я! .... Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук-тук, тук-тук-тук! .... Сделаем большой круг. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Приплыли тучки дождевые: -Лей, дождик, лей! Дождинки пляшут, как живые!!! - Пей, земля, пей! И деревце, склоняясь, Пьет, пьет, пьет! А дождь неугомонный Льет, льет, льет. .... На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок.) Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки.) Повертели, покрутили, Постучали и открыли. ..... Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки). Мы подуем низко: - с-с-с (присесть). Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту). ..... А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку. ..... Дети, читая стихи вместе с воспитателем, показывают, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их. На поляну, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок. Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки. ...... У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, Ну, а если надоест. То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес. ..... Все выходят по порядку (ходьба на месте) - Раз – два – три – четыре! Дружно делают зарядку – Раз – два – три – четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо поворот, Наклон назад, Наклон вперед. ...... Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели. ....... Бегал по двору щенок, Видит пирога кусок. Под крыльцо залез и съел, Завалился, засопел. ....... На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ножки в стороны, Ножки вкось, Ножки вместе, Ножки врозь. ....... Наша елка велика (круговое движение руками), Наша елка высока (вставать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носки), Достает до потолка (потянуться). Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы елка захотела В гости к нам прийти опять! (Пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс...) .......... Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево – вправо целый день Прыгать белочке не лень. ...... Захар змея запускает (руки вверх). Зоя с зайкой играет (прыжки на двух ногах), Зина в лес пошла (шаги на месте), Землянику нашла (наклоны вперед и «складывание» ягод в корзинку). ....... Мы, листики осенние, На веточках сидели. Дунул ветер - полетели. Мы летели, мы летели И на землю сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял, Повертел их, покрутил И на землю опустил. ...... Дети читают стихи и выполняют соответствующие движения: Сперва я буду маленький, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большой, До лампы дотянусь. Я по узкой доске, Качаясь, иду. По широкой доске Я прямо пройду. ....... Ox, ox что за гром? (Руки - к щекам, наклоны в сторону.) Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие работу с молотком.)Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой), Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны).
....... Катились колеса, колеса, колеса (руки согнуты в локтях, ладони вперед, выполнять подталкивающие движения), Катились колеса все влево, все косо (руки на поясе, вращательные движения туловищем), Скатились колеса на луг под откос (то же, в обратную сторону); И вот, что осталось от этих колес (выпрямиться, развести руки в стороны). ....... Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишко, И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. ....... А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. ........ Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу. Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем. ........ Мы сегодня рано встали (шагают на месте) И зарядку делать стали. Руки - вверх! Руки - вниз! Влево - вправо повернись! ........ Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать. ....... Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. И бегаем кругом, И бегаем кругом. (После команды. «Стой» дети останавливаются.) ......... ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПТИЦЫ». «ДЯТЕЛ» Я по дереву стучу, Червячка достать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой! (В этой игре дети после каждой строчки стихотворения воспроизводят ритмический рисунок, заданный педагогом) «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКЕ СИДЯТ» (Легкий бег) Птички в гнездышке сидят Вниз из гнездышка глядят. Полетать все захотели И тихонько полетели. «ВОРОНЫ» Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: «Кар! Кар! Кар!» (громко). Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: «Кар! Кар! Кар!» Только к ночи затихают, А, затихнув, засыпают: «Кар! Кар! Кар!» (тихо). «ГУСЬ» Гусь гуляет по дорожке, ходьба вперевалку; Гусь играет на гармошке имитация игры на гармошке; И гордится гармонист: руки за спину, выпятить грудь; «Га - Га - Га! Я - гармонист!» стучит ладошкой в грудь «ГУСАК» Наш гусак встает на зорьке, потянуться; Он к реке шагает с горки; ходьба вперевалку и далее Он гусиную зарядку движения по тексту. Любит делать по порядку: Для начала - бег на месте, Крылья врозь, а лапки вместе. Упражнение для шеи, Чтоб росла она длиннее. Упражнение для хвоста, А потом бултых с моста. Он плывет на середину: Чистит лапки, моет спину. Крикнул селезень: «Кряк - кряк! Физкультурник наш гусак!» «ПЕТУХ» Шел по берегу петух, высокий шаг, «крылья»; Поскользнулся, «мельница» В речку - бух! наклоны Будет знать петух, грозят указательным пальцем Что впредь правой руки; Надо под ноги смотреть! то же левой рукой. «КУРЫ» Бормочут куры по ночам, Бьют крыльями: «тах-тах!» Поднимем руки мы к плечам, Потом опустим так... «ГРАЧ» Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимая, идут, высоко поднимая колени По проталинкам шагает, и помахивая руками Червячков в земле находит. (крыльями). «ДЯТЕЛ» (игра на развитие чувства ритма) Дятел сядет на сучок: Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Дятел смотрит, где жучок, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Над дубравой сильный град, Туки-туки-так, туки-туки-так, С дуба желуди летят, Туки-туки-так, туки-туки-так. Строят хатку два бобра, Тук-тук да тук, тук-тук да тук, Без гвоздей и топора, Тук-тук да тук, тук-тук да тук. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» «КОНЬ» Конь копытами стучит, сидя на стульчиках, дети поднимают и опускают поочередно пятки, «щелкая» при этом языком Он меня по полю мчит. расслабленной кистью Грива вьется на ветру правой руки изображают вьющуюся гриву; «Но-но! Тпру-у-у-у-!..» затем расслабляют руки и бросают их вниз. «ДВЕ СОБАЧКИ» (пальчиковая игра) Две собачки громко лают пальцами правой и левой руки изображают собачьи мордочки; Кошку в домик не пускают: «кошка» пальцами правой руки; «Тяв-тяв! Уходи! «собачки» лают. Тяв-тяв! Не подходи!» Комплекс оздоровительных упражнений для горла. «Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20-30 секунд). «Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5-6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6-7 раз) «Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз) «Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5-6 раз). «Веселые плакальщики». Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30-40 секунд). «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи. Комплекс физических упражнений, рекомендуемых при нарушении осанки 1. Ходьба на носках (руки за спиной, плечи слегка отведены назад, голова прямо). 2. Ходьба с палкой над головой, руки прямые, палка за спиной прижимает верхние углы лопаток. 3. Ходьба на наружном крае стопы (руки на поясе). 4. Ходьба на носочках и на пятках (чередующаяся), палка за спиной - прижимает верхние углы лопаток. 5. Ходьба с оттягиванием рук назад (на полной стопе, на носках). Палка за туловищем, хватом снизу за концы. 6. И.п.: Стоя вплотную спиной к стенке (без плинтуса), касаясь стенки затылком, лопатками, ягодицами и пятками. 7. Поворачивая руки ладонями вперед, тылом кистей коснуться стенки (вдох), расслабить мышцы плечевого пояса, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз. 8. И.п.: то же. Присесть с прямой спиной вдоль стенки (выдох), выпрямиться (вдох). Повторить 5-6 раз. Темп медленный. 9. И.п.: О.С. Руки в стороны. Опускать руки с максимальным напряжением мышц, прижимая их к туловищу в конце движения (выдох), возвратиться в и.п. (вдох). Повторить 6-10 раз. 10.И.п.: то же. Отвести руки максимально назад (ладонями вперед), отставить одну ногу назад на носок (вдох), возвратиться в и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз, поочередно отставляя правую и левую ногу. Темп медленный. 11.И.п.: то же. Круговые движения руками вперед - вверх - назад - вниз. То же в обратном направлении. Выполнять движение слитно в медленном темпе, с акцентом на движения назад. Дышать свободно. Повторить 8-10 раз в каждом направлении. Темп медленный. 12.И.п.: то же, пальцы рук сцеплены в замок. Поднимаясь на носки, поднять руки вверх, поворачивая их ладонями вверх (не расцепляя пальцев), голову отвести назад (вдох), возвратиться в и.п. (выдох). 13.И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на кистях рук, поднимание головы. Повторить 4-5 раз. 14.И.п.: то же. Поднимание головы с вытягиванием рук вперед - назад в стороны (на весу), не касаясь руками и грудью пола. Повторить 5-6 раз. 15.И.п.: то же. Поочередное поднимание прямых ног (невысоко), в пояснице не прогибаясь. Повторить 4-5 раз каждой ногой. 16.И.п.: то же. Плавательные движения руками (как в стиле «брасс») на весу, не касаясь грудью и руками пола. Повторить 4-6 раз. Расслабиться. Повторить 5-6 раз. 17.И.п.: то же. Одновременное поднимание прямых ног (ноги поднимать невысоко, в пояснице не прогибаясь, смотреть прямо). Повторить 5-6 раз. 18.И.п.: то же. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони обращены вниз, лопатки прижаты к полу. Поочередное поднимание прямых ног. Повторить 4-5 раз каждой ногой. 19.И.п.: то же. Поднять голову, посмотреть на пальцы ног, носки ног «на себя». Повторить 6-8 раз. 20.И.п.: то же. Поднять обе ноги, согнутые в коленных суставах, затем выпрямить их вверх. Согнуть и опустить в и.п. Повторить 4-6 раз. 21.И.п.: стоя на четвереньках. Сесть на пятки, руки от пола не отрывать, пальцами рук перебирая по полу, тянуться максимально вперед (не вставая с пяток), возвратиться в и.п. Повторить 5-6 раз. 22.Походить по комнате с палкой за спиной (3-5 мин.), палка прижимает верхние углы лопаток, голова поднята, живот подтянут. 23.Стать спиной к стенке (без плинтуса) так, чтобы касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, затем отойти от стены, сохраняя правильную осанку. 24.Проверить осанку перед зеркалом (сначала встать лицом к зеркалу, затем повернуться боком и посмотреть на себя в профиль). При хорошей осанке плечи должны быть слегка отведены назад и находиться на одном уровне, голова приподнята, спина выпрямлена, живот подтянут. «Минутки-пробудки для малышей» Конспект гимнастики после дневного сна. Цель. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, создавать условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков, в профилактике нарушений осанки, плоскостопия. Воспитывать положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна. Упражнять в ходьбе со свободными, естественными движениями рук, правильно координируя работу ног и рук. Учить выполнять движения в общем для всех темпе. Материал: рифлёные резиновые коврики, рифлёная доска, кубики, воздушный шарик, дорожки со шнурами, верёвка для подлезания. Методика. Воспитатель с солнышком в руках или в костюме солнышка будит детей, касаясь каждого из них «лучиком», поглаживая по плечу, по голове. - Потягунушки, потягунушки, Дети потягиваются, А в ножки ходунушки, вытягивают ноги А в ручки хватунушки, и руки до упора, А в роток говорок, расслабляют А в головку разумок. мышцы. (повторить это движение на левом, а затем на правом боку) -Наши ножки проснулись, Лечь ровно и Встрепенулись, потянулись, поочерёдно поднимать И в колене не согнулись, и опускать ноги, И ещё раз потянулись, стараясь вытянуть носок, Потянулись, отдохнули. не сгибая ноги в коленях. -Наши ручки проснулись. Поднять руки вверх -Где ладошки? Тут? и перебирать поочерёдно -Тут! пальцами, сначала -На ладошках пруд? медленно, а затем -Пруд. ускоряя темп, -Палец большой – гусь молодой. закончить упражнение Указательный поймал, сжатием пальцев в кулак Средний гуся ощипал. и сильным раскрытием Этот палец суп варил, кисти. Самый меньший – печь топил. Полетел гусь в рот, А оттуда в живот… Вот! - Давайте с вами хорошенько разбудим наши ножки. Вытяните носки стоп, согните стопу, потяните к себе пальчики и нарисуйте ими кружочки. Молодцы! Отдохните. И ещё раз! (повторить 3-5 раз) - А теперь разбудим колени: похлопайте по ним, согните ноги в коленях, придерживая бёдра, сделайте круговые движения коленом левой ноги, а теперь правой. Молодцы, ребята! (повторить 3-5 раз) - Присаживайтесь в кроватках, будем будить головку. Медленно опустите голову, постарайтесь достать подбородком грудь, так же медленно отведите голову назад, а теперь наклоните влево, вправо и нарисуйте кружок головой. (повторить 3-5 раз) -Теперь разбудим глазки. Садитесь в кроватках поудобнее, сильно зажмурьте глаза, теперь широко откройте, посмотрите вверх, вниз, влево, вправо и опять зажмурьте сильно. (повторить 3-5 раз) - Сейчас разбудим ротик. Сделайте глубокий вдох, а выдыхая – помычите «м», но рот не открывайте. (повторить 3-5 раз) - Сделайте глубокий вдох и выталкивайте воздух через нос короткими толчками, а рот не открывайте. (повторить 3-5 раз) - Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам. (дети встают с кроватей и ходят по дорожкам, рифлёным коврикам) Наши детки на полу Ножками затопали. Ходят детки ножками, Новыми сапожками. Посмотрите, хороши Наши детки – малыши! Топа-топа-топа-топ, Топа-топа-топа-стоп! - На пути узенький мостик, осторожно, не оступитесь! (ходьба между двух шнуров) - Переступаем кочки, поднимайте выше ноги, чтобы не споткнуться. (перешагивание через кубики ) - Шар воздушный прилетел, подуйте, чтобы он не упал. (вдох через нос, выдох – через сомкнутые губы) - Опять зашагали наши ножки по разным дорожкам. (ходьба по ребристым дорожкам и коврикам) - Зашагали ножки, топ-топ-топ, Прямо по дорожке, топ-топ-топ, Топают сапожки, топ-топ-топ, Это наши ножки, топ-топ-топ. Ну-ка, веселее, топ-топ-топ, Вот как мы умеем, топ-топ-топ! - Повстречался нам на дороге медведь. Как он шёл, покажите. (встать на «четыре лапы», опираясь на пол полной поверхностью ладони и ступни, и тихонько передвигаться в таком положении) - А вот и лисичка-сестричка крадётся. (ходьба на носках, передавая повадки лисы) - А это мышки вылезают из своих норок, прогибают спинки. (подлезание под верёвку) - Вот и зайка прискакал. (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд) - Поскакал зайка умываться после сна. А наши детки тоже будут умывать водичкой своё личико. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. (дети умываются, одеваются, причёсываются, моют руки и садятся кушать). Конспект досуга «Витаминный калейдоскоп». Проблема: «Роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья». ЦЕЛЬ Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки витами-низированного меню. ЗАДАЧИ 1. Развивать способности к поисковой деятельности: – определению задач, исходя из поставленной проблемы; – планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами; – выбору материала и способу действия; – умению аргументировать свой выбор; – развивать желание экспериментировать с приготовлением салатов и напитков. 2. Продолжать учить детей использовать ранее полученные занятия при решении познава-тельных и практических задач: – свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реа-лизации поставленных задач; – расширять знания о технологическом оборудовании для сырой кулинарной обработки. 3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. 4. Развивать художественный вкус при оформлении блюд и сервировке стола. 5. Совершенствовать стиль партнерских отношений. ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как много гостей пришли на нашу очередную встречу в кулинарном классе. Среди них есть и необычные гости. Давайте с ними познакомимся. Это малы-ши – Нехочуха и Привередница. – Час обеда подошел. Нехочуха сел за стол. Песенка Нехочухи: Не хочу я есть салат, Дайте лучше мармелад! Не хочу я винегрет, Дайте булок и конфет! Воспитатель: Привередница вскочила, на весь зал заголосила. Песенка Привередницы: Приносите в сад и в школу Фанту, спрайт и пепси-колу. Конспект досуга_Витаминный калейдоскоп стр. 2 из 6 2 А из фруктов разных соки Доведут нас до мороки. Воспитатель: Ай-яй-ай!... Посмотрите-ка на них! Что за внешний вид? Что же здесь не так? В предполагаемых ответах дети отмечают бледность, вялость, непропорциональное строение тела, делают вывод о возможной болезни. – Если что у них болит, им поможет Айболит. Под звуки музыки появляется Айболит. Песенка Айболита: Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить, Все без исключения – В этом нет сомнения. Айболит здоровается со всеми. Воспитатель: Дорогой Айболит! А почему надо есть овощи и фрукты? Айболит: Потому что в них содержатся такие волшебные вещества, которые сразу помогут Нехочухе и Привереднице стать здоровыми, румяными, бодрыми. Обращается в детям: Что это за волшебные вещества? Дети: Витамины! Айболит: А какие витамины есть в овощах и фруктах? Дети называют витамины. Айболит предлагает детям найти изображения витами-нов и поместить их на фланелеграф. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Нехочухе и Привереднице, как полезны для здоровья эти витамины. Дидактическая игра «Витаминные семейки» Цель: закрепление знаний детей – о витаминах; – об их пользе для здоровья человека; – о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Название витамина В чем содержится Польза для организма А Овощи: морковь, сладкий перец, помидоры, репа, петрушка, сельдерей, зеленый лук Фрукты: абрикосы, персики Ягоды: шиповник, облепиха Здоровая кожа, хорошее зрение, быстрый рост Группа В Овощи: капуста, салат, огурец Орехи Сильные мышцы, крепкие нервы, красивые волосы, защита от ядов С Овощи: капуста, помидоры, зеленый лук, ук-роп, картофель, сладкий перец Фрукты: лимоны, апельсины, яблоки, гранат Ягоды: черная смородина, шиповник, вишня, клюква Защита организма от микробов и вирусов, слаженная работа всего организма, очищение крови Е Овощи: сладкий перец, салат, петрушка Орехи Защита от вредных веществ, обогащение кро-ви кислородом Конспект досуга_Витаминный калейдоскоп стр. 3 из 6 3 Р Овощи: сладкий перец, огурцы Фрукты: яблоки, лимоны, апельсины, сливы Ягоды: виноград, черноплодная рябина Здоровье крови, стимулируют обмен веществ На фланелеграфе дети размещают рядом с изображением витаминов, перечисленных в таблице, карточки с изображением овощей и фруктов и карточки-надписи. Айболит: Посмотрите, какие большие витаминные семейки получились! В каждой польза есть и вкус, А решать я не берусь, Кто из них вкуснее, Кто из них нужнее. Воспитатель (обращаясь к детям): Какой же здесь напрашивается вывод? Дети делают вывод о том, как важны витамины для здоровья человека. Айболит (прощаясь, советует детям): Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все без исключения – В этом нет сомнения! Уходит. Введение в проблему Воспитатель: Нехочуха и Привередница! А вы поняли совет Айболита? Нехочуха и Привередница: Подумаешь! Ничего в этом хорошего нет. Воспитатель: Ребята, а как же сделать, чтобы они стали есть салаты и пить соки? Дети отвечают. Нужно, чтобы малыши сами выбирали, какой салат они хотят. Сала-тов должно быть много, и они должны быть разнообразными. Воспитатель: А что для этого нужно? Дети: Разные овощи и фрукты. Звучит музыка, появляются дети, везущие тележку с огромной тыквой и несущие кор-зины с овощами. Чистим овощи в салат – Весь в заботах детский сад. Перец, репу и морковку Режем для салата ловко. Ну а тыква – просто чудо, Вес ее почти два пуда! В ней земли родимой соки, Солнца свет веселый в ней! Уплетай за обе щеки – Будешь всех ребят сильней. Звучит музыка. Появляется девочка в восточном наряде с подносом фруктов. Девочка: Киви, яблоко, гранат Конспект досуга_Витаминный калейдоскоп стр. 4 из 6 4 Принесла я вам в салат. Ну а груша – словно мед! Будет сок, коктейль, компот. В ней живые витамины, Для детей незаменимы. Дети ставят овощи и фрукты на столы. Воспитатель: Видите, сколько у нас овощей и фруктов – значит, можно сделать много разнообразных салатов. А какими они должны быть, чтобы Нехочуха и Привередница сразу захотели их попробо-вать? Ответы детей: вкусными и красивыми. Воспитатель: Чудесно! Все должно вызывать аппетит. А что нам поможет быстро приго-товить вкусные салаты и напитки? Ответы детей: перечисление бытовых кулинарных приспособлений и кулинарных книг. – Чем еще наши блюда должны привлечь внимание? Ответы детей: они должны быть красиво оформлены, уложены в красивую посуду, нужна красивая, необычная сервировка стола, скатерть. Воспитатель: Повар нашего детского сада приготовил салаты для Нехочухи и Приверед-ницы, однако те опять от них отказались. Давайте-ка попробуем сами приготовить витаминные салаты и напитки, чтобы они были необычными, вкусными, красивыми. Мы поэкспериментируем, придумывая свои рецепты. Воспитатель предлагает детям объединиться в небольшие группы, на помощь ему прихо-дят другие педагоги. Каждая кулинарная группа обсуждает рецепт своего салата или витаминного напитка; дети надевают фартуки, моют руки, отбирают необходимые продукты и приспособления и начинают работу. В процессе работы чистят, нарезают овощи и фрукты, смешивают их, добавляют по вкусу соль, сахар, масло, мед и другие сопутствующие продукты, в случае необходимости пользуются кулинарными справочниками. Дегустируя блюда, вносят изменения в их состав. Отбирают необ-ходимую посуду, перекладывают в нее содержимое, украшают блюдо, придумывая ему название. Объединяются для совместной сервировки стола. Презентация Звучит музыка. Зажигается надпись: «Витаминный калейдоскоп». Привередница: Какая красота! Как все ярко, необычно! Даже слюнки потекли! Нехочуха: Ой, как хочется все съесть! Воспитатель: Подождите, не спешите, мы поможем вам выбрать, что вкуснее и полезнее. Сейчас ребята раскроют секреты своих блюд. Презентация блюд Дети дают названия блюдам, рассказывают, из чего они приготовлены и чем полезны. Рас-сказы детей записываются на диктофон. Определение цели нового проекта: создание своей кулинарной книги. Звучит музыка – дети приглашают гостей к дегустации. Конспект досуга_Витаминный калейдоскоп стр. 5 из 6 5 Распределение деятельности по этапам проекта «Витаминный калейдоскоп» Этап Деятельность детей Деятельность педагога I Обрисовка сю-жетной канвы. Выявление проблемы 1. Вживаются в сюжетно-игровую си-туацию 2. Осознают и личностно воспринима-ют проблему 3. Принимают задачи проекта 1. Вводит в игровую ситуацию 2. Формулирует проблему 3. Определяет задачу II Организация работы над проектом 1. Систематизируют информацию 2. Распределяются по группам 3. Планируют совместную деятель-ность 4. Распределяют амплуа 1. Популяризирует полученную ранее информацию 2. Помогает распределиться по груп-пам 3. Помогает спланировать деятель-ность 4. Решает задачу организации дея-тельности III Практическая деятельность по решению про-блемы 1. Выполняют необходимые гигиени-ческие процедуры 2. Отбирают необходимые продукты и приспособления 3. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе (по желанию) 4. Совместно готовят блюдо; по ходу работы совещаются, дегустируют блю-до по мере приготовления, делятся вкусовыми ощущениями, советуются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности); делают вывод о завершении работы над блюдом 5. Дают название блюду 6. Договариваются об украшении блюда и украшают его 7. Выбирают материалы для сервиров-ки стола 8. Сервируют стол 1. Организует работу над проектом 2. Оказывает практическую помощь 3. Дает необходимые рекомендации 4. Следит за выполнением правил безопасности при работе с режущими инструментами 5. Контролирует процесс дегустации IV Презентация продукта дея-тельности 1. Готовят презентацию блюда (со-ставляют краткий, яркий рассказ или сочиняют стихи или песенки) 2. Представляют блюдо гостям 3. Делают вывод о решении проблемы 4. Участвуют в общей дегустации 1. Помогает готовить презентацию блюда 2. Приходит на помощь в случае за-труднения 3. Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы 4. Участвует в общей дегустации V Обсуждение 1. Определяют цель нового проекта 1. Постановка новой проблемы Конспект досуга_Витаминный калейдоскоп стр. 6 из 6 6 нового проекта решения другой проблемы. Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте! «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское) Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». «Врасти в землю» (для детей с, 5 лет, авторское) «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека». «Ты –лев!» (для детей с 5 лет, авторское) «Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!» «Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское) «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6 – 10 раз. «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское) «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще». «Заряд бодрости» (для детей с 4 лет) «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!» Предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек. «Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское) «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни; скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни; скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни; скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни; скажи: «Я спокоен» – выдохни. Ты действительно успокоишься». «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское) «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!» «Замри» (для детей с 5 лет, авторское) «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно». «Спаси птенца» (для детей с 4 лет) «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское) «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». «Сломанная кукла» (для детей с 5 лет) «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!» «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское) Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче. «Торт» (для детей с 4 лет) Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар – он «посыпает» тело, и немного соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям. Замечание: 1. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению. 2. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, – курицу, блины, компот и т.д. «Портрет» (для детей с 5 лет) Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош. Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться. «Театр прикосновений» (для детей с 6 лет) Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Замечание: 1. Взрослый следит за силой прикосновений. 2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. 3. Поглаживаний должно быть мало. А сейчас вы можете познакомиться с несколькими программами, входящими в авторскую «Методику снятия психо-эмоционального напряжения у детей». Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете, что они возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали. Можно 1—2 раза в неделю под спокойную музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент. Предостережение: Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психо-физиологический смысл. «Путешествие на голубую звезду» Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы... Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда... И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми. Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы ради встречи с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными. «Полет птицы» Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо! Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза). Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя! Неизменным успехом в занятиях по выработке механизмов саморегуляции у детей пользуется «Бэби-йога». Дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, с удовольствием выполняют несложные ассаны (так называются отдельные позы-упражнения), испытывают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии окружающего мира. Мышечная раскрепощенность и радостное настроение передается и взрослым, занимающимся с ними, они становятся добрее, мягче, спокойнее. Комплекс «Бэби-йоги» апробирован во многих детских садах, он несет детям здоровье и душевное равновесие. Выполнять упражнения надо на коврике под спокойную, лучше восточную музыку. Ритуальными являются упражнения «Приветствие Солнцу» и «Благодарение Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и темп зависят от возраста и настроения детей в данный момент. Комплекс «Бэби-йога» развивает в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения. Ниже приводится текст комплекса, на рисунках показано, как выполнять основные ассаны. Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога» Сейчас мы займемся гимнастикой. Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно, красиво дышите вдох-выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута. (Музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза. А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струну, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко. Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – выдох, левую ножку назад – вдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, Солнце!» А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 сек). Повернулись на бок, поджали ножки к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем только о приятном: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке... Дышим ровно, спокойно... Сели, руки на пол, голову тоже наклонили я полу, попробуем медленно подняться и встать на голову. Не бойтесь, это не страшно, не торопитесь, у кого не получится, ничего, в другой раз обязательно выйдет. А сейчас сядем, согнем ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим, как будто нюхаем этот цветок... Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко, четко вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошее! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно ноги и постарайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо! Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в колесо – встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось. Молодцы! Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабились. Закроем глаза. Вдохнем глубоко-глубоко... – выдохнем глубоко (повторить вдох – выдох 3 раза). Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно. Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки вверх и наклоняемся вперед – вдох, руки вниз – выдох, вверх – вдох, вниз – выдох... вдох – выдох... Спасибо, Солнце! Все вместе: «Спасибо, Солнце!» ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА для детей дошкольного возраста после дневного сна. 1. После пробуждения дети, лежа в постели, выполняют упражнения для глаз: закрыть, открыть; поворот глаз влево, вправо; посмотреть вверх, вниз; круговые движения глаз. 2. «Будим ручки»: движения пальцами рук; сжать пальцы в кулачок и разжать; круговые движения кистей рук. 3. Самомассаж ушных раковин: растереть ушные раковины («разбуди ушки»); пройти пальцем по малому и большому завитку («протри ушки»); указательным пальцем надавить на козелок («заткни ушки»); указательным пальцем продавить ушную раковину снизу вверх и обратно («пощипай ушки»); ладонью сзади «завернуть» ушную раковину вперед («закрой ушки»). 4. Упражнения на ликвидацию застойных явлений в малом тазе: поступательные движения стопой назад и вперед (3-5 раз); упражнение «велосипед» (3-5 раз); лежа на спине, сесть и дотянуться руками до носков ног, вдох во время наклона (3-5 раз). 5. Упражнения на животе: упражнение «лодочка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки и прогнуться (3 раза); стоя на четвереньках и опираясь на вытянутые руки, потягиваться, как это делают кошки, – «киска добрая». «Киска злая» сопровождается шипением (3 раза). 6. Бег по кругу босиком: «самолетик» (при беге произносится звук [у-у-у-у-у-у]); ходьба по «Дорожке здоровья»; по резиновым коврикам с шипами, аппликаторам Кузнецова и др.; по ребристой доске; по канату (приставным, боковым и обычным шагом); сначала по влажному солевому коврику, затем по сухому байковому ков-рику. 7. Упражнения на дыхание: глубокий вдох («нюхаем цветочки»), выдох с на-клоном («ох»). КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ для профилактики нарушения осанки. (укрепление мышц спины, брюшной стенки, ягодичных и тазобедренных мышц) 1. Потянуться, лежа на животе. Сначала одновременно руками и но-гами, потом левой рукой и правой ногой, и наоборот (6 раз). 2. Лежа на животе, поднять одну ногу, потом другую, ноги выпря-мить и удерживать на весу 2-3 с (6 раз). 3. Лежа на животе, поднять обе ноги, удерживая их на весу 4 с, по-степенно увеличивая время до 10 с (6 раз). 4. Лежа на животе, поднять правую ногу, одновременно поднимая левую руку (можно с гантелей), и наоборот (6 раз). 5. Лежа на спине, попеременно поднимать, выпрямлять и опускать правую и левую ногу (6 раз). 6. Лежа на спине, поднять обе ноги, выпрямить, опустить (6 раз). 7. Лежа на спине, поднять обе ноги, выпрямить, перекрестить их или вращать на весу, опустить (6 раз). 8. Лежа на спине, согнуть правую ногу в колене и прижать ее к жи-воту. То же самое проделать с левой ногой (6 раз). 9. Лежа на спине, вращать ногами (упражнение «велосипед»). 10. Лежа на спине, поднять ноги, выпрямить под углом 45 и «рисо-вать» ими цифры от 1 до 10 (по самочувствию). 11. Лежа на животе ноги можно зафиксировать для упора, руки в замок на затылке. На вдохе прогнуться назад на 10-15 с, на выдохе опус-титься (10-15 раз по самочувствию). 12. Лежа на спине, ноги выпрямить, руки в стороны. Сгибая колени, подтянуть их к груди, обхватив руками. Одновременно поднять голову и коснуться подбородком колен. Удержать это положение туловища в тече-ние 5 с (6 раз). «Правила здоровья». Если хочешь быть здоров, закаляйся. И холодною водой умывай-ся. Запомнить нужно навсегда: Залог здоровья – чистота! Чтоб крепким, сильным быть, надо с физкультурою дру-жить. Бегать, прыгать и скакать и с ребятами играть. Есть салаты на обед и любить велосипед. Памятка. Психическое здоровье ребенка. Прочтите внимательно и постарайтесь объективно отве- тить: Легко ли рассмешить Вашего ребенка? Как часто он капризничает? Реже 1-2 раза в неделю? Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних? Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом? Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно играет? Спокоен ли он или часто выходит из себя? Самостоятелен или нуждается в постоянном присмот- ре? Удается ли ему ночью не мочиться в постели? Нет ли у него привычки сосать большой палец, часто хныкать или слишком много фантазировать? Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно Вы его покидаете навсегда? Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждает- ся ли при этом в особом присмотре с вашей стороны? Нет ли у него каких-нибудь незначительных страхов? Выводы, предложения Показатели благополучного психического здоровья ре- бенка: а) 60-70% положительных ответов – и можно Вас поздра- вить с хорошими результатами; б) преобладание отрицательных ответов – спешите к спе- циалисту-психологу, воспитателю; в) 100% ответов положительного плана, к сожалению, не бывает. СОВЕТЫ о мальчиках и девочках. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентиру-ются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые. Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится собственный дет-ский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними – не-верно и бесполезно. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккурат-ности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рас-сказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. И в то же время не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональ-ную чувствительность и тревожность мальчиков. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо по-степенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетипо-вых заданий. Если вам надо отругать девочку, не спешите выска-зывать свое отношение к ней – бурная эмоциональ-ная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не сожжет долго удерживать эмоциональное напря-жение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционально-го» полушария мозга). Мальчики в этом случае ис-тощаются интеллектуально (снижение активного ле-вого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. ПОМЕХА или одаренность? Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Имейте в виду, что педагог, ко-торый ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь по-нять природу трудностей. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? Не переучивайте левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга. Будьте терпеливы и внимательны к левше, помни-те, что он эмоционален и раним. Обучая левшу, старай-тесь сделать процесс обучения ярким и красочным, при-влекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы. Не переусердствуйте с со-блюдением режима. Если ребенок левша, для него жест-кое следование режиму может быть непомерно трудным. Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его. Не ста-райтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою не-компетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. Ребенок не должен панически бояться ошибок. Невоз-можно научиться чему-нибудь, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у него страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, же-лание учиться, да и просто радость жизни и радость по-знания. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Ле-ность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педаго-гической деятельности, в избранной методике работы с ним. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логи-чески, образно, интуитивно). Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психи-ки, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэто-му главное – стремиться выполнять заповедь «НЕ НАВРЕДИ»! ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИГИЕНЫ. 1. Пришла в детский сад — сделай умное и благородное лицо. 2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни | кос детство и на всякий случай съешь конфетку. З. Деньги и педагогика малосовместимы. 4.Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку. 5. Не входи в душу к детям, если тебя об этом не просили. 6.Иди на работу с радостью, с работы— с приятной усталостью. 7. Шути до тех пор, пока не научишься. 8. Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой педагог — ис-пепелить душу. 9. Приходить к детям следует настолько подготовленной, чтобы знать точно: для чего пришла, куда пришла, что будешь делать и будет ли от этого хорошо. 10. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона. 11. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую счастливую педагогическую жизнь. 12. Люби кого-нибудь и тогда у тебя будет все в порядке. 13. Если к тебе пришли на занятие, вспомни, что ты актриса, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек. 14. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь. 15. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше. 16. Высшее проявление педагогической успешности — улыбка на лицах детей. 17.Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала. 18. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют. 19. Отдай работе всё, а выйдя из стен детского сада, начни новую жизнь. 20. Постарайся всегда быть здоровой, даже если в это кто-то не поверит. 21. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: «Вон учительница пошла». 22. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит ты делаешь что-то не то. 23. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряется улыбкой.
8 ноября 2016 в 20:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.