Детский сад № 7 город Миллерово
|
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ. Часть 1.«Восстановительная гимнастика» Для снятия напряжения после занятий проводится «Восстановительная гимнастика» (длительность 1 мин.): 1. Быстро потереть ладони - 5 сек. 2. Быстро потереть разогретыми теплыми пальцами щеки - 5 сек. 3. Постучать кончиками пальцев по макушке. 4. Сжать кисть в расслабленный кулак и энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья – 3 - 4 раза. 5. Осторожно нажать на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцем - 3 раза. 6. Большим пальцем нажать на впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником), посчитать до трех и отпустить - повторить 3 раза. 7. Массаж рефлекторных зон ног: - сжать большим и указательным пальцем, плотно захватить ахиллово сухожилие, сдавить и отпустить - по 3 раза на каждой ноге; - раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади, от ступни до коленного сустава - 2-3 раза. «Гимнастика для глаз, и ее значение в жизни ребенка» Острота зрения во многом зависит от общего здоровья ребенка, поэтому общеукрепляющие игры на открытом воздухе, катания на лыжах, коньках, велосипеде, плавание полезны и для глаз. Однако, все чаще даже у здоровых детей зрение ухудшается, особенно с началом обучения в школе. Почему так происходит? Причины снижения остроты зрения различны, но специалисты особенно выделяют вредное влияние длительного чтения, просмотра телепередач, занятий на компьютере. Для сохранения зрения рекомендуется выполнять следующие правила: не читать в сумерках и лежа в постели, избегать мелкого шрифта, держать книгу на расстоянии 30-37 см, через каждые 20-30 минут зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1-5 минут и расслабиться, не смотреть долго на очень яркий свет. Кроме того, необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Их лучше делать утром, в течение 2-4 минут, сидя в удобной позе (голова при этом опирается на спинку стула, мышцы максимально расслаблены). Комплекс позволяет предотвратить нарушения зрения примерно в 60 случаях из ста. Впервые понятие «гимнастика для глаз»определенно Э.С.Аветисовым, И.В.Ливадо, Ю.А.Курпан(1984). Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановление бинокулярного зрения Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает»только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях.Восприятие ребенка становится неполным, его интерес к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает, поэтому каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовывать отдых для глаз Для этого требуется 2-3 минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, гимнастикой для глаз другими видами упражнений. Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз оказывают общеукрепляющие влияние на организм ослабленного ребенка, осуществляют профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз Упражнения для глаз, разработанные специалистами, эффективно используются в работе с детьми при монокулярном характере зрения, норме упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаз, массажированием их руками. Из известной системы упражнения для глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми. Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве (например) Глаза вправо отведу, На соседа посмотрю Повернусь теперь я прямо И закрою их руками Если взгляд я отведу Шарик слева я найду Теперь вправо посмотрю Глазами шарик поищу Подниму глаза я к верху, Отыщу цветную ленту, Потом снова отыщу И на метку посмотрю. Колпачки на пальчики Надевают мальчики Колпачки играют Глаза их догоняют Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки и т.д).Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того дети, с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрения. Гимнастика для глаз и как самостоятельная форма организации детей. Весь курс должен состоять из 4-5 курсов, каждый включает 4-5 упражнения. Первым планируются упражнения, подготавливающие детей к прослеживанию взглядом, сосредоточению на определенных объектах. В комплексы входят упражнения непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций. Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течении 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течении трех минут. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения . Предлагаю несколько вариантов гимнастик для глаз: Движения глазными яблоками вправо и влево. Выполнять движения влево и вправо до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40- секунд. Движения глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд. Фиксация взгляда на кончике носа. Выполнять в течение 10-20 секунд, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30-40- секунд. Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить. Вращение глаз. Движения глазными яблоками осуществлять по кругу -сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнить по 3 вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 секунд. Моргания. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30-40 секунд. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения. Чтобы повысить интерес ребенка к тренировке зрения, можно организовать занятия в занимательной форме. Например, при движении глазами вправо и влево предложите ребенку представить себя напольными часами и поиграйте с ним в игру «Маятник». При движении глазами вверх и вниз перемещайте перед ребенком яркую любимую игрушку, чтобы он следил за ней глазами. В общем, проявите выдумку и подойдите к занятиям максимально творчески. Метод Бейтса: 1. Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами (3-5 секунд). 2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, и наоборот (50 раз) 3. Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения (40 поворотов) 4. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых (15 раз) 5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза (40 раз) 6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свой нос (15 раз) 7. Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу (10 раз) 8. Вращать глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем – влево (6-8 раз) 9. Представить очень большой обруч. Обвести его глазами справа на лево и в другом направлении (10 раз) КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. ВАРИАНТ 1 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх-налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. ВАРИАНТ 2 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза. Гимнастика для глаз Всем знакомо чувство усталости и ощущение "песка" в глазах. В особенности после рабочего дня, проведенного за компьютером. Начинает ухудшаться зрение, глаза становятся излишне чувствительными: однако, если выполнять определенные упражнения для глаз, можно в большей степени снизить эти неприятные симптомы, и даже вовсе от них избавиться. Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо: 1. каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут 2. закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты 3. проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 45 минут, а в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их. Комплекс упражнений для улучшения зрения 1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. 4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. 5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 7. Частое моргание глазами. 8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении. Снять усталость глаз, помогут следующие упражнения 1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз. 2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз. 3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратн4Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. 5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз. 6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. 7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке. Гимнастика для усталых глаз 1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз. 2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам. 3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз. 4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз. 5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Массаж глаз Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз. Черника - Ваш лекарь Установлено, что черника исключительно полезна для глаз: она обеспечивает хорошее кровоснабжение глаз, расширяет поле зрения, обостряет сумеречное зрение, снижает утомляемость глаз, положительно влияет на четкость и яркость изображения (во многом эти свойства черники обусловлены действием содержащегося в ягодах особого вещества - миртиллина). Ягоды богаты дубильными и пектиновыми веществами, органическими кислотами (среди которых - лимонная, яблочная, янтарная, молочная, щавелевая, хинная); черника содержит витамины, а также целый комплекс макро - и микроэлементов. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» (авторская разработка в соответствии с методикой йогов) Солнечный мой заинька, Дети вытягивают вперед Прыгни на ладошку. ладошку Солнечный мой заинька, Ставят на ладонь указа тельный палец другой руки Маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Прослеживают взглядом дви- Ой, как стало горячо! жение пальца, которым мед- Прыг на лобик, и опять ленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно до- трагиваются до одного плеча лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой На плече давай скакать. Голова все время находится в фиксированном положении Вот закрыли мы глаза, Закрывают глаза ладонями А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает. Гимнастика для глаз Все больного навещают, Переводят взгляд вверх-вниз, Все больного угощают: вправо-влево Кто морошкой, Кто черникой, Кто сушеной земляникой. Упражнения для глаз (по методике йогов) Смотрит носик вправо-влево, Резко перемещают взгляд вправо и влево Смотрит носик вверх и вниз. Резко перемещают взгляд вверх и вниз. Что увидел хитрый носик? Мягко проводят указатель- Ну, куда мы забрались? ными пальцами по векам. Гимнастика для глаз «Зайка». (авторская разработка) Каждый ребенок берет зайчика на палочке. Зайка вправо поскакал, Дети прослеживают движе- Каждый зайку увидал. ния зайчика взглядом, голова Зайка влево поскакал, остается в фиксированном Каждый взглядом увидал. положении Зайка – вправо, зайка – влево. Ах, какой зайчонок смелый! Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись. Прячут зайку за спину, пово- Зайчик спрятался от нас. рачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое Открывать не надо глаз. Закрывают глаза на несколь- ко секунд. Гимнастика для глаз «Муха». (авторская разработка по методу йогов) Громко муха зажужжала, Вытягивают вперед руку и Над слоненком виться стала. описывают указательным пальцем в воздухе круг, про- слеживая движение глазами Муха, муха полетела Дотрагиваются пальцем до И на нос слоненку села. кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца Снова муха полетела, Дотрагиваются до уха, про- И на ухо она села. слеживая движение пальца взглядом в пределах види- мости, не поворачивая голо- вы. Так же медленно дотра- гиваются до второго уха, прослеживая движения взгля- дом Муха вверх, и муха вниз. Резко перемещают взгляд Ну, Слоненок, берегись! вправо, влево, вверх, вниз, зафиксировав его на кончике пальца Слоник наш закрыл глаза – Плотно прижимают ладони к Улетела егоза! открытым глазам так, чтобы через них не проникал свет. Гимнастика для глаз (авторская разработка). Смотрит вправо – никого, Резко переводят взгляд впра- Смотрит влево – никого. во-влево. Раз-два, раз-два – Выполняют круговые враще- Закружилась голова. ния глазами Глазки закрывали, Закрывают глаза Глазки отдыхали. Как откроем мы глаза, Резко переводят взгляд Вверх посмотрим, да-да-да. вверх-вниз Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза, Мягко поглаживают веки Отдыхать пришла пора. указательными пальцами Гимнастика для глаз (по технологии В. Базарного). А в Африке, а в Африке, Сидят по-турецки, медленно, На черной Лимпопо, в ритме стихотворения дви- Сидит и плачет в Африке гают зрачками слева направо Печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке Переводят взгляд вверх-вниз Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике Доктор Айболит? Но вот, поглядите, какая-то Складывают пальцы «тру- птица бочкой» и смотрят в «под- Все ближе и ближе по воздуху зорную трубу» сначала пра- мчится вым глазом, потом левым На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «Да здравствуем милая Африка!» Упражнения для глаз Много с буквами хлопот. Переводят взгляд вверх-вниз Уж такой они народ… Будем буквы мы искать, Переводят взгляд вправо- Будем глазки укреплять. влево Вот я вижу: букву Б Держит белочка в руке. Гимнастика для глаз. (по методике йогов). И.п. – лежа на полу. После каждого упражнения быст-ро поморгать глазами. 1. Вдох – поднять взгляд вверх; выдох – опустить вниз (6 раз). 2. Вдох – посмотреть влево; выдох – перевести взгляд вправо (6 раз). 3. Вдох – посмотреть в левый верхний угол; выдох – в правый нижний угол. 4. Вдох – посмотреть в правый верхний угол; выдох – перевести взгляд в левый нижний угол. 5. Вращение глазами сначала по часовой стрелке, по-том – против часовой стрелки. Физминутка для глаз (по технологии В. Базарного) Дети прослеживают глазами движение указки по тре-нажеру. Гимнастика для глаз (по тренажеру В. Базарного) Дети прослеживают взглядом движение самолета на палочке. Гимнастика для глаз. 1. Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их. Повторить 4-6 раз. 2. Погладить в течение 1 минуты веки кончиками (по-душечками) пальцев. 3. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз. 4. Вытянуть вперед руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторить 5 раз. 5. Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и задержать на ней взгляд в течение 1 минуты. Если ребенок носит очки, выполнять гимнастику для глаз следует без них. Гимнастика для глаз (по В. Травинке). 1. Встанем около окна. Смотрим глазками далеко, по-том близко, на кончик носа – далеко, на межбровное про-странство – далеко. 2. (Для расширения поля зрения). Пальчики поставить перед собою, причем за каждым пальчиком смотрит свой глаз: за правым пальцем правый глаз, за левым – левый. Разводим пальцы максимально в стороны и сводим вместе. 3. Помигать глазами. Упражнение для расслабления глаз «Пальминг» (по М. Корбейт). И.п. – выпрямите пальцы одной руки и положите ла-донь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек ос-нования четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют букву Л). Место пересечений оснований ми-зинцев образует как бы дужку очков и должно находиться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически окажутся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите гла-за закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Делать пальминг можно понемногу (10 с), но часто, несколько раз в день. Гимнастика для глаз. Дети «рисуют» взглядом лодочку (2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро морга-ют глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло. Массаж глаз «Раздеваем лук». (по китайской методике) Сняли тоненький сюртук, Потирают средние пальцы Сняли рыжую рубашку, рук друг о друга, чтобы их разогреть. Сняли желтую рубашку, Неплотно прикрывают глаза А стянув еще рубашку, и мягко проводят пальцами Все заплакали вокруг. от внутреннего края глаза к вешнему. Вот как мы вчера на кухне Расфокусируют зрение и со- Раздевали сладкий лук. вершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую Комплекс упражнений для глаз. 1. Посмотрите, по возможности, как можно выше вверх, а затем прямо; повторить три раза. 2. Посмотрите как можно ниже, а затем прямо; по-вторить три раза. 3. Посмотрите как можно дальше направо и прямо; повторить три раза. 4. Посмотрите как можно дальше налево, потом пря-мо; повторить три раза. 5. Поворачивайте глазами медленно три раза по ча-совой стрелке и три раза против часовой стрелки. 6. Попеременно смотреть 4 секунды на собственный кончик носа и вдаль; повторить три раза. Глазная разрядка. Основное положение: Важно, чтобы Вы сидели удоб-но и расслабленно с прямой спиной. При этом не важно, делаете ли вы это на кресле, сидя на пятках или медитируя. Закройте глаза и натирайте ладони до тех пор, пока они не станут теплыми. Затем осторожно положите ладони на гла-за, не оказывая при этом на них давление. Вы почувствуете тепло и энергию, которые излучают ладони, а также раз-рядку глазных мышц. Оставайтесь в этой позиции до тех пор, пока Вам это приятно. Откройте глаза и посмотрите примерно в течение одной минуты в пустое темное место, которое образуется ладонями. Расслабьте при этом мышцы лица и глаз. Затем положите руки на бедра. Повторите уп-ражнение еще 2 раза. Мигание. Основное положение: Удобное, расслабленное, сидя с прямой спиной. Проведите теперь 10 сильных, быстрых миганий. Од-нако, оставьте при этом расслабленными мышцы лица. По-том закройте и расслабляйте глаза около полминуты. Выполните упражнение 5 раз. Глазные движения. 1. Глаза, насколько возможно, поднимайте вверх и опускайте вниз, не двигая головой. Выполните движение 10 раз. Закройте на одну минуту глаза и расслабьтесь. 2. Двигайте глазами, насколько возможно, вправо и влево, не двигая головой. Выполните движение 10 раз. За-кройте на одну минуту глаза и расслабьтесь. 3. Нарисуйте глазами большие круги. Выполняйте движения медленно, причем следите за тем, чтобы не вы-пустить из внимания ни одной части круга. Голову держите спокойно. Нарисуйте 5 кругов в одном направлении, а за-тем 5 кругов в обратном направлении. Затем на одну мину-ту закройте глаза и расслабьтесь. Упражнение для глаз. При этом упражнении нужно закрыть глаза обеими руками, при этом нельзя пропускать свет. Можете использовать также при случае, локти, чтобы на них опереться, так как руки нельзя крепко прижимать к глазным яблокам. Через 2-3 минуты Вы можете медленно убрать руки от глаз. Вы должны это сделать медленно, потому что яркое дневное освещение слегка может ослепить Ваши глаза. Упражнение для глаз Посмотрите из окна и выберите себе какой-либо предмет. Но этот предмет должен находиться на расстоя-нии не менее 6 м. Фиксируйте свою цель и выполните глазами его кон-туры. «Нарисуйте» этот предмет глазами. Найдите себе снова и снова новые целевые объекты для рисования. Упражнение для глаз Посмотрите вдаль и изобразите глазами наклонные и прямые восьмерки. При этом учитывайте, чтобы движение оставалось приятным для Вас. Изменение фокуса. Найдите в помещении какой-либо отдаленный пред-мет. Сфокусируйте на нем Ваши глаза. Поменяйте теперь фокус на фокус другого предмета, но уже поблизости от Вас и также на нем сфокусируйтесь. Проведите это упражнение последовательно не-сколько раз. Это упражнение расслабляет глаза. Массаж. Положите большой и средний палец на переносицу, указательный палец между бровями. Помассируйте это место. 20 секунд достаточно для этого упражнения. Массаж висков. Закройте глаза и выполните легкий массаж обоими средними пальцами, начиная со лба, затем висков и заканчивая нижней частью уха. Гимнастика для глаз. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, Вверх, вниз… и назад спешит. (держать на палочке бабочку). Гимнастика для глаз «Жук» Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперед. К журавлю Жук подлетел, Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж». Вот он вправо полетел – Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел – Каждый вправо посмотрел. Жук на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть. Жук наш приземлился, Зажужжал и закружился: ж-ж-ж. Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко. Дети вытягивают поочередно вперед правую и ле-вую руки, смотрят на ладошку, затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки. Гимнастика для глаз "Веселая неделька" Представленные комплексы гимнастики для глаз “Весёлая неделька” и “Дни недели” помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки. Нами предложено коррекционно – развивающее занятие с использованием одного из данных комплексов. “Весёлая неделька” гимнастика для глаз - Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) - В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) - В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! “Дни недели” комплекс гимнастики на каждый день Понедельник. В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах) Полюбили крепко их Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками) Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки) Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) А затем кружись ты смело. (Покружиться) И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку). Вторник. К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз) По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) Рыб, лягушек доставал, Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад) Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк) И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца) Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз) Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя) Среда. В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, (Ходьба на месте) И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки) Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки) Четверг. А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) Посидели, постояли, Притаились как лиса, (Приседания) Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи). Пятница. Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя) Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) На высокой ёлке, Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки) Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) На дворе настала осень, (Потянуться) Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) Пчёлы дали мёду, Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах) Суббота. Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе) Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками) Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами) Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте) Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) В лес обратно убежали (Бег на месте) За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга) Воскресенье. В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте) Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад) Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться) Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки). Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд) Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте) А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) Мы на этой карусели Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками). «Гимнастика мозга» (Поль Деннисон). Представляемые детям игровые «Минутки здоровья» интересны и легко ими воспринимаются. «Гимнастика мозга» включает следующие упражнения для развития межполушарного взаимодействия (Поль Деннисон): 1. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга: - ладонь на плоскости, - ладонь сжата в кулак, - ладонь ребром на плоскости пола, - распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. 2. Упражнение «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 сменных позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены рук. 3. Упражнение «Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ». Ход игры Уважаемые коллеги, сегодня мы проведём деловую игру по теме: "Здоровый малыш". Но прежде, чем мы начнём соревнование, я прошу вас разбиться на две команды и уточнить понятие "физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ". Предполагаемые ответы: 1) организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; 2) организацию питания; 3) обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; 4) организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; 5) физическое воспитание детей. Наше соревнование затронет все области физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, но за вами остаётся право выбора той или оздоровительной области. Поможет вам в этом первый конкурс - разминка. Та команда, у которой будет больше правильных ответов, приобретает право первой начать игру. 1 конкурс: «Разминка - Блиц-опрос» - О каких здоровьесберегающих условиях идёт речь? Ведущий называет комментарий, команды определяют здоровьесберегающее условие. Комментарии: 1. Распределение времени, чёткое структурирование и планирование занятия Экономия времени для игры и общения.(1. Оптимальная учебная нагрузка) своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития их двигательных функций, овладение физической культурой (2. Занятия физкультурой); 2. Санитарно-эпидемиологический режим и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей Чистое тело, проветренное помещение, влажная уборка, вымытые игрушки, достаточное освещение, свежий воздух и мн. др. 3. Эмоциональный подъём, физическое развитие, радость, развитие целеустремлённости, развитие основных движений (Подвижные игры); 4. Лёгкий переход от занятия к занятию(Динамическая пауза между занятиями); 5. Активизирует мыслительную деятельность, физиологическую работоспособность всего организма, снимает зрительное напряжение (режим смены двигательных поз, режим ближнего и дальнего зрения) 6. Более лёгкая смена вида деятельности, интеллектуальной нагрузки на физическую, развитие воображения, формирование положительного эмоционального настроя на продолжение интеллектуальной деятельности (Физминутка, динамическая пауза); 7. Психологический отдых и расслабление (Релаксация); 8. развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), мимики и пантомимики, способствует эмоциональной и двигательной разрядке, развитию воображения (Психогимнастика ); 9. Профилактика слабого зрения, плоскостопия, искривления осанки, развитие дыхательной системы, артикуляционной, зрительной (Корригирующая гимнастика); 10. Положительный эмоциональный настрой в начале занятия, увлекательные истории, нетрадиционные формы ведения занятия, стимулы, введение сказочных персонажей (Мотивационная готовность к обучению); 11. Чуткое отношение к ребёнку и поощрение малоактивных детей, доброжелательная поддержка тревожных, замкнутых детей, повышение самооценки (Создание ситуации успеха); 12. Диалоговая форма ведения занятия, партнёрские отношения (мнение воспитателя одно из многих, «воспитатель не над, а вместе» (Соблюдение принципа сотрудничества); 13. Помощь в выявлении инд. психолого-физиологических особенностей, своевременная коррекция отклонения в развитии, выбор развивающего образовательного маршрута (Медико- психолого-педагогическое сопровождение) 14. Индивидуальный и дифференцированный подход к образованию ребёнка (Учёт психолого- физиологических особенностей каждого ребёнка); 15. Заряд бодрости и организация на весь день (Утренняя гимнастика); 16. Регулярный осмотр детей, периодические прививки, диспансеризация детей, комплекс мероприятий по оздоровлению детей, антропометрия, оказание мед. помощи, закаливание, корригирующие гимнастики, профилактика заболеваний в межсезонье, санитарное просвещение родителей (Организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками); 17. Эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма ребёнка, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости, используя естественные факторы природы, различные традиционные и современные методы, способствует сохранению положительному психо-эмоциональному состоянию у детей (Закаливание ). * За каждый правильный ответ команда получает очко. ** выигравшая команда определяет оздоровительную область, задание по которой желает выполнить. 1. Область физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ - Организация санитарно- эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей: 1.1. Ответы на вопросы: - назовите оптимальную температуру воздуха в группе; - сколько раз проводится проветривание помещения в группе; - как часто вы должны мыть игрушки, в каком растворе? - сколько носовых платков должен иметь ребёнок? - как ухаживать за расчёсками? 1.2. Расценивание педагогической ситуации: Мать четырёхлетнего Юры рассказывает воспитателю: - Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает «ещё минуточку». Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина… конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбросает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовёшься и, если силой уведёшь домой, крику не оберёшься. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед не в обед. Ну. Думаю, уложу в постель, пусть выспится. Но не тут-то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами занять себя, а этот целый день слоняется без дела. Капризным, непослушным становится. Почему? * Что следует посоветовать Юриной маме, чтобы устранить у сына появление капризов, непослушания? Ответ: Строгий. Чёткий, разумный режим – фактор весьма существенный в выработке динамического стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий ему смену деятельности. Приучающий его. Где надо, быть подвижным или усидчивым, организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться общему распорядку. 2. Область - Организация питания - охарактеризуйте оздоровительный и психологический компоненты приёма пищи. Ответ. Оздоровительный компонент включает в себя следующие характеристики: - соблюдение режима приёма пищи; - пища не должна быть слишком горячей и слишком холодной; - строгое соблюдение технологии приготовления пищи; - соответствие примерному 10-дневному меню; - строгое соблюдение объёма порции соответственно возрасту ребёнка; - соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи; - качество сырой продукции; - распределение калорийности пищи; - соблюдение ритма питания. Психологический компонент приёма пищи включает в себя: - грамотную подачу нового блюда; - эстетичность блюда, сервировка стола;
- аппетитный запах; - положительные эмоции в период трапезы; - культуру подачи блюда; - грамотное доведение пищи до каждого ребенка. Расценивание педагогической ситуации: - Ешь сейчас же! И чтоб ничего на тарелке не осталось! – настаивает мама. Она очень огорчается, когда трёхлетняя дочь отодвигает тарелку с недоеденной пищей. - очень мало ест, не то, что Игорёк, - ест наравне со взрослыми! – вздыхает она. Пусть ест больше – здоровее буде! *Права ли мама, считая, что объём пищи ребёнка должен быть не меньше, чем у взрослого? Комментарий к ответу: Одинаково вредно и недостаточное и избыточное питание. При систематическом перекармливании ребёнку требуется максимальное напряжение желудочной и кишечной секреции для переваривания пищи. Такое излишнее перенапряжение вызывает стойкое отвращение детей к пище. 3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении. «Пантомима» При помощи схемы «Критерии здоровья», изобразить пантомимой признаки нездоровья. Члены другой команды должны определить, о какой области здоровья идёт речь. Приложение 1. Схема «Критерии здоровья»
3 область - Физическое развитие Кроссворд: «Физические качества личности» По горизонтали: 1. Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения интенсивности. (Выносливость) 2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво. (Ловкость). По вертикали: 3. Способность выполнять какое-либо действие в минимальный срок. (Быстрота.) 4. Способность мышц производить физические действия, движения. (Сила). Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой). Применяется при нарушении осанки, деформации грудной клетки, сколиозе. 1. «Ладошки». И.п.: Встать прямо, согните руки в локтях (локти внизу) и «покажите ладони зрителю» - поза экстрасенса. Делайте шумные ритмические короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулак (хватательное движение). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха (т.е. шмыгните 4 раза). Затем руки опустите и сделайте вдох 3-4 сек. — пауза. Сделайте еще 4 вдоха и снова пауза. 2. «Погонщики». И.п.: Встать прямо, кисти сожмите в кулак и подожмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в и.п. на уровне пояса. Плечи расслаблены - выдох. Выше пояса кисти не поднимать. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды. И снова 8 вдохов-движений. 3. «Насос» (накачивание шины). И.п.: Встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища (о.с). Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь (но не выпрямляйтесь) и снова наклон и короткий шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте себе, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны выполняются ритмично и легко. Низко не наклоняйтесь. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 4. «Кошка» (приседание с поворотом). И.п.: Основная стойка (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий выдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, неглубокое). Руками делайте хватательное движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот выполняется только в талии. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.п.: Встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «пошмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (все равно, какая рука сверху, — правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 6. «Большой маятник» (насос + обними плечи). И.п.: Основная стойка. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад, руки обнимают плечи. И тоже вдох. Наклоняйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох уходит в промежутки между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох). Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Дыхательная гимнастика. Средняя группа. «Большой и маленький». Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям. «Паровоз». Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость. «Гуси летят». Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе - опустить (8-10 раз), со звуком г-у-у. «Дровосек». Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5-8 раз), произнести бах. «Часы». Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую (4-5 раз). Старшая группа .«Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8-10 раз). «Мельница». Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6-7 раз). «Сердитый ежик». Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3-5 раз). «Лягушонок». Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к. «Заблудился в лесу». Сделать вдох, на выдохе прокричать а-у-у! «Великан и карлик». Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув. Подготовительная к школе группа. «Часы». Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10-12 раз). «Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз). «Косарь». Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5-8 раз). «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15-20 секунд). «Будильник». Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3-4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку. «Насос». Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону). Закаливающий массаж ступней ног «Поиграем с ножками» (З.И. Береснев). Проводится с детьми среднего и старшего возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. 1. Подготовительная часть. Удобно сесть и расслабиться. Смазать подошвы кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку). 2. Основная часть. • Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки. • Выполнить разминание стопы всеми пальцами. • Погладить стопу «граблеобразным» движением руки по направлению к пальцам. • Похлопать подошву ладонью. • Потянуть стопу на себя и расслабить. • Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее. • Растереть подушечками большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре стопы (подошвы). 3. Заключительный этап. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки, посидеть спокойно, расслабившись. ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ для взрослых «ИМЕННО СЕГОДНЯ». Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов Вам! 1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым. 2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить её своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать. 3. Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных привычек и мыслей. 4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум. 5. Именно сегодня я продолжу своё нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье и себе самой. 6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить. 7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребёнка. 8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу её точно выполнить. 9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь. 10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю. любят и верят мне. Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесёт Вам покой и счастье, выполняйте следующие правила: 1. Думайте и ведите себя жизнерадостно и Вы почувствуете себя жизнерадостной. 2. Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны. 3. Единственный способ обрести счастье – это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости. 4. Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям. 5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой. Зимние игры и забавы. Рекомендации педагогам. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными. Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, — лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек. Следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день. Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия: —в деятельности должны принимать участие все дети; —не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство); —в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.); —игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий; —для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки; —зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке. Игры со снегом Дети учатся взаимодействовать с природой и приспосабливаться к условиям зимы. Ведь только зимой можно использовать в играх такой замечательный строительный материал, как снег. После снегопада взрослые сгребают на участках снег и рыхлят его, чтобы детям было легко его копать. Для строительства пригодится специальный инвентарь: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для готовых композиций. В подвижных играх и зимних забавах можно использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы. Игры со снегом в младших и средних группах достаточно просты. В млад-ших группах дети могут раскапывать снег, накладывать в ящики, крупные формы, а воспитатель в их присутствии выполняет несложную постройку, например вал для перелезания, домик для кукол или животных. Дети могут подвозить снег педагогу. Детей средней группы можно привлекать к лепке несложных снежных построек, с которыми потом они будут играть. Малыши подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают, пытаются самостоятельно что-ни-будь придумать и построить. Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие фигурки из снега, заранее подготовлен-ного воспитателем. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе. В старших и подготовительных группах воспитатель показывает детям новые способы обработки снега. Можно научить детей делать снежные фигу-ры. Педагог чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Если эти фигуры слегка смочить водой, получится хо-роший строительный материал, из которого можно соорудить любые построй-ки. Для игры дети самостоятельно лепят мелкие фигурки. Можно построить снежный городок, а затем организовать в нем зимний праздник, используя спортивные игры, лыжные эстафеты, гонки на санках. На прогулке можно заняться не только подвижными играми, но и развитием наблюдательности, внимания, умения ориентироваться. Подойдут, например, такие игры-упражнения. Запомни как можно больше предметов и назови их Упражнение можно провести в двух вариантах. I вариант. Вдоль ската горки через равное расстояние установить пред меты (флажок, палку и др.). Ребенку дается задание: катясь с горки на санках, запомнить как можно больше предметов. II вариант. Бег по маршруту. Маршрут ограничивается 30 метрами. Упражнение проводится по аналогии с I вариантом, только дети бегут. Угадай, чьи следы? I вариант. Педагог заранее с помощью трафарета наносит на снег следы (человека, кошки, птицы и т. д.). Во время прогулки рассмотреть с детьми эти следы, определить, кому они принадлежат, и предложить детям оставить свои следы на снегу. Сравнить. II вариант. Найдите вместе с детьми не запорошенную снегом лыжню. Попробуйте прочесть этот след: определить, когда прошел лыжник и в какую сторону он шел (направление показывают отпечатки концов лыж и следы от палок). Дополнительные задания: 1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка. 2. Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др. 3. Обратить внимание, что: а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше; б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные; в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот. Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим ус-пехом у детей пользуются игры-эстафеты, аттракционы. Такие развлечения помогут педагогу содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания и праздники. Чья команда быстрее (подготовительная группа) Играющие стоят в две колонны. На расстоянии 10 м (можно меньше) от играющих отмечен финиш. По команде «Внимание! Марш!» двое детей (по одному из каждой колонны) надевают лыжи и скользят на них до финиша. Потом каждый из них снимает лыжи и, держа их вертикально в одной руке, •быстро возвращается назад и передает лыжи следующему ребенку. Эстафета повторяется. Побеждает та команда, которая первой проделает весь путь. Последний участник команды должен отдать лыжи первому. Двигаться на лыжах нужно без палок. В игре принимают участие все дети. Кто быстрее слепит снеговика (старшая и подготовительная группы) Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить сне-говика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и уголь-ков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!» Флажки (старшая и подготовительная группы) В игре принимают участие все дети. Вдоль ската горки расставлены па-лочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схва-тить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков. Два Мороза (старшая и подготовительная группы) В игре принимают участие все дети. Выбираются двое детей (два Моро-за). Они стоят напротив остальных детей на расстоянии 3—4 шагов. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые: —Я Мороз — Красный нос, —Я Мороз — Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». После этих слов дети разбегаются, а Морозы догоняют и салят их. Кого Морозы осалят, те останавливаются. Игра прекращается (после 5—8 сек. не-прерывного бега) со словами воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги». Игра повторяется два-четыре раза. Кто быстрее слепит десять снежков (средняя, старшая и подготовительная группы) По команде дети начинают лепить снежки и складывать их около себя. Снежки должны быть аккуратные, круглые. Выигрывает тот, кто раньше сле-пит десять комков и поднимет последний комок над головой. Льдинка (старшая и подготовительная группы) В игре принимают участие все дети. Дети стоят по кругу. В середине круга находится водящий с льдинкой. Он старается ногой отбить льдинку так, чтобы попасть в ноги кому-нибудь из детей. Дети должны подпрыгнуть, чтобы льдинка не коснулась их ног. Ребенок, которого коснулась льдинка, показыва-ет любое движение. Выигрывают те дети, которых льдинка не коснулась ни разу, из них выбирается новый ведущий.
3 ноября 2016 в 20:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.