Детский сад № 7 город Миллерово

Образовательные стандарты

 Уважаемые родители и гости сайта!

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться на  сайте нашего учреждения   или на сайтеhttp://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

 

С чем связано введение ФГОС ДО?

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

 

Для кого написан ФГОС ДО, с какой целью?

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:

 повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
  2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

 

Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий; уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; обладание чувством собственного достоинства; взаимодействие со сверстниками и взрослыми; проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества; подчинение разным правилам и социальным нормам; проявление творческих способностей; способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики); способность к волевым усилиям; проявление любознательности; склонность к наблюдению, экспериментированию; способность к принятию собственных решений.

 Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.

 

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.

 

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

 

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 28 февраля 2014 г. № 08-249Во исполнение пункта 1.3 раздела I Плана действий по обеспечению введенияФедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования Министерства образования и науки Российской Федерации(утвержденного Первым заместителем Министра образования и науки РоссийскойФедерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 г.) Департамент государственной политики всфере общего образования Минобрнауки России направляет комментарии поотдельным вопросам введения федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказомМинобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в МинюстеРоссии 14 ноября 2013 г. № 30384).Настоящие комментарии были разработаны ФГАУ "Федеральный институтразвития образования" на основе вопросов, возникающих у руководителей испециалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителейобразовательных организаций, реализующих образовательные программыдошкольного образования и практических работников дошкольного образования.Заместитель директора ДепартаментаЮ.В.СМИРНОВАПриложениеКОММЕНТАРИИК ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУСТАНДАРТУДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКомментарии к разделу I пункта 1.3 подпункта 2В данном пункте Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт) содержится указание наразные возрастные возможности детей при разработке и реализации образовательнойпрограммы (далее - Программа) в организации, осуществляющей образовательнуюдеятельность (далее - Организация). На практике чаще всего (в условиях организацииодновозрастных групп) Программа формируется для детей разного возраста, сразбивкой на этапы освоения: начальный - для детей раннего (младенческого)возраста, завершающий - старшего дошкольного возраста. Разнообразие возрастныхвозможностей детей требует создания разных условий, что учитывается требованиямиСтандарта. В то же время, данная норма фиксирует приоритет индивидуальныхвозможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или иномэтапе ее освоения в группе детей, например, при появлении ребенка в группе детскогосада в середине/конце освоения Программы группой. В этом случае педагоги должныориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка, а не на содержаниетекущего этапа Программы.Комментарии к разделу II пункта 2.2В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам - образовательным программам дошкольногообразования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014) группыразличной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительнойили комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольнойобразовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательнуюдеятельность, могут реализовывать разные образовательные программы всоответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основныхобразовательных программ дошкольного образования. При реализации несколькихобразовательных программ дошкольного образования каждая из них должна бытьутверждена Организацией и соответствовать требованиям пункта 9 статьи2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (далее - Закон). При этом, если образовательная программа для отдельнойгруппы ДОО разрабатывается с использованием примерной основной образовательнойпрограммы, обязательная часть образовательной программы группы в соответствиис пунктом 2.12 ФГОС ДО может быть оформлена в виде ссылки на соответствующуюпримерную основную образовательную программу. Часть программы, формируемаяучастниками образовательных отношений, в соответствии с пунктом 2.12 ФГОС ДОтакже может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическуюлитературу, представляющую парциальные программы и/или методическиеразработки, используемые группой при реализации этой части программы.Если образовательная программа группы разрабатывается исключительно наосновании требований ФГОС ДО без учета примерной (примерных) программ, тообязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса,разрабатываются в соответствии с требованиями пункта 2.11 ФГОС ДО.Комментарии к разделу II пункта 2.5Данная норма предполагает, что при разработке образовательной программы(программ) конкретной Организации могут использоваться примерные основныеобразовательные программы дошкольного образования, входящие в реестр примерныхосновных образовательных программ (статья 12 Закона). Организация (группа) можетразрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какую (какие)-либопримерные программы. Употребленный в данном пункте, а также в Законе термин "сучетом" означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться ссуществующими примерными программами, оценить их пригодность для своейобразовательной деятельности и принять решение об использовании илинеиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ)ДОО.Выбор режима работы дошкольной группы осуществляется Организациейсамостоятельно (с учетом объема решаемых задач, мнений участниковобразовательных отношений). Таким образом обеспечивается соответствиеорганизационных особенностей реализации Программы ее содержанию. Дляобеспечения бюджетного финансирования всего времени работы педагогического иучебно-вспомогательного персонала в группе продолжительность реализацииПрограммы в сутки должна соответствовать выбранному режиму работы группы, чтодолжно быть отражено в Программе. При функционировании в Организации групп снесколькими различными режимами пребывания детей Программа должна учитыватьвозможность ее реализации в соответствующих группах, либо для каждого режимадолжны быть разработаны соответствующие программы (при этом различия этихпрограмм могут быть незначительны). Право реализации нескольких основныхобщеобразовательных программ закреплено статьей 12 Закона. Программа можетсоответствовать любому режиму работы группы, не превышающему 14 часов в сутки.В случае, если режим работы группы превышает 14 часов в сутки, Программареализуется не более 14 часов от всего времени пребывания детей.Реализация программы не подразумевает ограничений на оказаниедополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получениевоспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствиис утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательнымпрограммам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014г. № 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию). В случае еслиПрограмма реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации(продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализацииПрограммы) получение воспитанником дополнительной платной услуги можетосуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условиифактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образованиене является обязательным, родители (законные представители) воспитанникаиспользуют свое право на выбор формы получения ребенком образования иОрганизации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в случаеесли хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы вней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником,получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детейтакже является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получениинеконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядкепосещения ребенком дошкольной группы. Независимо от количества детей в группедля обеспечения реализации Программы требуется создать в том числе необходимыекадровые условия. При этом финансовое обеспечение кадровых условий определяетсяв зависимости от нормативного количества детей в группе. Следовательно, временноеотсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательнойуслуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативовфинансирования. Также, фактическое финансирование реализации Программы черезобеспечение создания требуемых условий означает, что временное отсутствие ребенкав группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должнорассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. В то же время,вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательныхпрограмм в одной Организации должен регулироваться локальными нормативнымиправовыми актами такой Организации.Комментарии к разделу II пункта 2.7 (первый абзац)Указанная норма означает, что содержание образовательной программы(программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательнымобластям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно:индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития.Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычноформируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачиразвития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь наинтересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретноесодержание образовательной программы выполняет роль средства развития,подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда можетбыть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательнойдеятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях -например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевогоразвития, или социально-коммуникативного, художественно эстетического ифизического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технологияили содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано сработой педагога одновременно в разных образовательных областях.В то же время, существуют примерные программы, которые подробнорасписывают определенное образовательное содержание. Если Организацияпринимает за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделатьссылку именно на эту Программу.Комментарии к разделу II пункта 2.9 (второй абзац)Данная статья ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детскогоразвития в пяти образовательных областях.Комментарии к разделу II пункта 2.10Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательныйхарактер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частьюпрограммы и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Надоиметь в виду, что необязательный характер уровня дошкольного образования непозволяет устанавливать жесткое соотношение частей программы ДОО. Стандарториентирован на поддержку образовательной деятельности ДОО как программыпозитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста,предполагающей организацию образовательной деятельности в зависимости отиндивидуальных особенностей каждого ребенка, что затрудняет строгое определениеобъема обязательной части программы в ДОО.Комментарии к разделу III пункта 3.1В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее,относятся к разному содержанию и которые следует различать: "развивающаяпредметно-пространственная среда" и "образовательная среда".Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждойПрограммы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебельи т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространстваОрганизации (группы).Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которыеобеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в томчисле развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие междупедагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержаниеобразовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте.Комментарии к разделу III пункта 3.2.2 и к 3.4.4В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями дляполучения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровьяпонимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,включающие в себя использование специальных образовательных программ и методовобучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактическихматериалов, специальных технических средств обучения коллективного ииндивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведениегрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в зданияОрганизаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоениеПрограмм обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон№ 181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программуреабилитации инвалида (далее - ИПР). ИПР является обязательной для исполнениявсеми без исключения органами и организациями. Порядок разработкииндивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказомМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4августа 2008 г. № 379н.Объем и содержание услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимсянеобходимую техническую помощь, определяются Индивидуальной программойреабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных навосстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональнойдеятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов иуровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развитияРоссийской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).Комментарии к разделу III пункта 3.2.3Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формахдиагностики - педагогической и психологической. Под педагогической диагностикойпонимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу,непосредственно работающему с детьми, для получения "обратной связи" в процессевзаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласноданной статьеСтандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего,является профессиональным инструментом педагога, которым он можетвоспользоваться при необходимости получения им информации об уровнеактуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализацииПрограммы.В статье предусмотрены задачи, для решения которых могут использоватьсярезультаты педагогической диагностики:1. индивидуализация образования, которая может предполагать поддержкуребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития врамках профессиональной компетенции педагога;2. оптимизация работы с группой детей.Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций соспециалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведениютакой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации илипроводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, такжеявляются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке впроцессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведенияпедагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этомпроведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанностьпедагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечениеспециального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая,в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессенезависимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта1.7 ФГОС ДО; статья 95 Закона).Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят помере необходимости квалифицированные специалисты - психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развитиядетей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка(группы детей).Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядкетребуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организацияявляется экспериментальной площадкой (участником) относительно длительнойисследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре междуОрганизацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью полученияих информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии,утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, ребенкус ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование назаседании психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и получитьрекомендации.В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Положения основныминаправлениями деятельности комиссии являются:а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременноговыявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или)отклонений в поведении детей;б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детямпсихолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания,подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей,работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальноеобслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросамвоспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченнымивозможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействияв разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровьяи (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих натерритории деятельности комиссии;е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением вобласти предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическомразвитии и (или) отклонений в поведении детей.В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии действительно дляпредставления в указанные органы и организации в течение календарного года с датыего подписания.Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, преждевсего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с еговозрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Вотличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК),она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и(или) отклонений в поведении детей.Комментарии к разделу III пункта 3.2.4Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей сограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций":1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленностидля детей до 3 лет и старше 3 лет соответственно не должно превышать:- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3лет - 12 детей;- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет- 8 детей;- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков вфизическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей вдошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности сучетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.1.12. В дошкольных образовательных организациях организация группкомбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровыхдетей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии сучетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченнымивозможностями здоровья;б) старше 3 лет:- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, илидетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственнойотсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей самблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющихтяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психическогоразвития.Комментарии к разделу III пункта 3.2.6 подпункта 1Полномочия по финансовому обеспечению создания в организации условий длядополнительного профессионального образования педагогических работников (часть 2статьи 99 Закона) относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации.Необходимые средства должны быть доведены до Организации (государственной,муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в сметуказенного учреждения. При этом, объем финансового обеспечения образованияпедагогических работников должен обеспечивать возможности для организации какпо созданию необходимых условий в самой организации (в том числе, оплатазамещения временно отсутствующего работника), так и для направления работниковна обучение (оплата обучения, командировочные расходы).Комментарии к разделу III пункта 3.2.7В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона: "... содержание образования и условияорганизации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, адля инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитацииинвалида". В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ вОрганизациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основныеобщеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностейих психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальнуюпрограмму реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (всоответствии со статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ). Условия должны бытьсозданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии").Комментарии к разделу III пункта 3.3.5В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона к компетенцииобразовательной организации отнесено материально-техническое обеспечениеобразовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии сгосударственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствиисо Стандартом. Таким образом, Организация самостоятельно утверждает переченьнеобходимых средств обучения, которые будут использоваться при реализацииПрограммы. При этом средства обучения должны полностью соответствоватьтребованиям пункта 3.3.4 Стандарта. Для обеспечения возможности Организацииосуществлять самостоятельную закупку необходимых средств обучения нормативзатрат, в соответствии с которым определяется бюджетное финансированиеорганизации, должны учитываться расходы на приобретение необходимых средствобучения (в соответствии с методическимирекомендациями, направленными письмомМинобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408).Комментарии к разделу III пункта 3.4.1В соответствии с требованиями к кадровому обеспечению Стандарта деятельностьруководящих работников, педагогических работников, учебно-вспомогательногоперсонала, работников, осуществляющих финансовую деятельность, охрану жизни издоровья детей, необходимо рассматривать в полной мере как деятельность пообеспечению и реализации Программы. Номенклатура должностей руководящих,педагогических и учебно-вспомогательных работниковутверждена постановлениемПравительства от 8 августа 2013 г. № 678 "Обутверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций,осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителейобразовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития России от 26августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочникадолжностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационныехарактеристики должностей работников образования". Таким образом, финансоваяответственность за сопровождение реализации Программы указанными категориямиперсонала возлагается на органы власти субъектов Российской Федерации,осуществляющие управление в сфере образования, и не может быть переложена науровень муниципалитетов или родителей. То есть средства на оплату труда указанныхкатегорий персонала должны быть заложены в региональные нормативы затрат.Финансовое обеспечение привлечения к реализации Программы научных работниковостается на усмотрение субъекта Российской Федерации.В соответствии с пунктом 4 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона установлениештатного расписания является компетенцией Организации. В то же времяОрганизация должна исходить в первую очередь из задачи обеспечения требованийСтандарта.Для сопровождения реализации Программы на протяжении всего времениреализации (в большинстве случаев соответствующего продолжительности работыгруппы) в каждой группе должны находиться не менее двух работников, в том числеодного воспитателя (или другого педагогического работника) и помощникавоспитателя (младшего воспитателя). Таким образом, дети в любой момент должнынаходиться с одним или несколькими работниками Организации, принимающимиучастие в реализации Программы (с педагогическим и/или учебно-вспомогательнымработником). При расчете региональных нормативов финансирования необходимоучитывать особенности нагрузки на отдельные должности работников при работе вразличных группах, в том числе в группах с различной направленностью Программ, атакже особенности работы воспитателей в течение времени их совместногопребывания в Организации:при оформлении результатов наблюдения (мониторинга) за здоровьем, развитием ивоспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм;разработке плана (программы) воспитательной работы;при участии в работе педагогических, методических советов, других формахметодической работы, в работе по проведению родительских собраний,оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренныхобразовательной Программой, в организации и проведении методической иконсультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) и иных мероприятиях,предусмотренных должностной инструкцией.Необходимо также учитывать, что для эффективного развития детей в выделенныхобразовательных областях с детьми в течение дня помимо воспитателя должныработать и другие педагогические работники (например, инструкторы по физическойкультуре, музыкальные руководители, специалисты по художественному иэстетическому воспитанию, педагоги-психологи), а также должна осуществлятьсяметодическая поддержка реализации Программы. Для этого Организациясамостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделяемогофинансирования. Таким образом, региональные нормативы затрат должны учитыватьнеобходимость покрытия расходов Организации, связанных с привлечением всехкатегорий работников, предусмотренных пунктом 3.4.1 Стандарта.Комментарии к разделу III пунктов 3.4.3 и 3.4.4Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспеченияреализации Программы в группах для детей с ОВЗ (пункт 3.4.3 Стандарта) и вобщеразвивающих группах, в которых обучаются дети с ОВЗ (пункт 3.4.3 Стандарта),являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости,социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов врасчете на одну группу (для обоих случаев) составляет 1 ставку на группу.Комментарии к разделу III пункта 3.6Требования к финансовым условиям определяют закрепление на уровне Стандартаобязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению выполнения кадровыхтребований и требований к предметно-развивающей среде и обязательствамуниципалитета по финансовому обеспечению организации реализации Программы вучреждениях. При этом подробное распределение региональных и местныхобязательств разъясняется письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408.Комментарии к разделу IV пункта 4.3Данная статья Стандарта в соответствии с положениями Закона не допускаетиспользование целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственнойоценки реальных достижений детей. Целевые ориентиры, представленные в статье4.6Стандарта, отражают согласованные ожидания общества относительнодошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который неможет быть непосредственно применен к отдельному ребенку.Комментарии к разделу IV пункта 4.5В пункте содержится запрет на использование целевых ориентиров для решенияряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевыхориентиров, которые не предполагают контроля за достижением конкретныхобразовательных результатов детей. Контроль за образовательной деятельностью врамках реализации Программы в Организации осуществляется не заобразовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые испособствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.Оценка выполнения муниципального (государственного) задания должна строитьсяна основании критериев, характеризующих создаваемые учреждением условия приреализации Программы. При расчете критериев, используемых для оценкивыполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимыес характеристиками воспитанников организации.Используемые в Организациях критерии для оценки эффективности деятельностиотдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих
30 марта 2016 в 20:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.