Детский сад № 7 город Миллерово

Об утверждении образовательного стандарта

                                                            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации
 от 17 октября 2013 г. № 1155

Зарегистрировано Министерствомюстиции Российской Федерации
14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384

В соответствии с пунктом 6части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036),подпунктом5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РоссийскойФедерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23,ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702), пунктом 7 Правилразработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартови внесения в них изменений, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:

1. Утвердить прилагаемыйфедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Признать утратившими силуприказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 г. № 655"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8февраля 2010 г., регистрационный № 16299);

от 20 июля 2011 г. № 2151"Об утверждении федеральных государственных требований к условиямреализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г.,регистрационный № 22303).

3. Настоящий приказ вступаетв силу с 1 января 2014 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

 

Приложение

Утвержден
приказомМинистерства образования
инауки Российской Федерации
от17 октября 2013 г. № 1155

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательныйстандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собойсовокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулированияСтандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализацииобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельностьпо Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящегоСтандарта могут использоваться родителями (законными представителями) приполучении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции РоссийскойФедерации <1> и законодательства Российской Федерации и с учетомКонвенции ООН о правах ребенка <2>, в основе которых заложены следующиеосновные принципы:

--------------------------------

<1> Российская газета,25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1,ст. 1, ст. 2.

<2> Сборникмеждународных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.

 

1) поддержка разнообразиядетства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа вобщем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период естьпериод подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий игуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законныхпредставителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личностиребенка;

4) реализация Программы вформах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческойактивности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандартеучитываются:

1) индивидуальныепотребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,определяющие особые условия получения им образования (далее - особыеобразовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорийдетей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоенияребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципыдошкольного образования:

1) полноценное проживаниеребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),обогащение (амплификация) детского развития;

2) построениеобразовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждогоребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своегообразования, становится субъектом образования (далее - индивидуализациядошкольного образования);

3) содействие исотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативыдетей в различных видах деятельности;

5) сотрудничествоОрганизации с семьей;

6) приобщение детей ксоциокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формированиепознавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видахдеятельности;

8) возрастная адекватностьдошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту иособенностям развития);

9) учет этнокультурнойситуации развития детей.

1.5. Стандартнаправлен на достижение следующих целей:

1)повышение социального статуса дошкольного образования;

2)обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получениикачественного дошкольного образования;

3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образованияна основе единства обязательных требований к условиям реализацииобразовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам ихосвоения;

4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерацииотносительно уровня дошкольного образования.

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе ихэмоционального благополучия;

2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка впериод дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числеограниченных возможностей здоровья);

3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемыхв рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственностьосновных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей итворческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром;

5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил инорм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здоровогообраза жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственностиребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационныхформ дошкольного образования, возможности формирования Программ различнойнаправленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состоянияздоровья детей;

8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт являетсяосновой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативныхпримерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерныепрограммы);

3) разработки нормативовфинансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказаниегосударственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценкисоответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержанияпрофессионального образования и дополнительного профессионального образованияпедагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении ихфизического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей инеобходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает всебя требования к:

структуре Программы и ееобъему;

условиям реализацииПрограммы;

результатам освоенияПрограммы.

1.9. Программа реализуетсяна государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматриватьвозможность реализации на родном языке из числа языков народов РоссийскойФедерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народовРоссийской Федерации не должна осуществляться в ущерб получению образования нагосударственном языке Российской Федерации.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечиваетразвитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения идеятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических ифизиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач,указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделенияв одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируетсякак программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации ииндивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяеткомплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание ипланируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направленана:

создание условий развитияребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, еголичностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основесотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видамдеятельности;

на создание развивающейобразовательной среды, которая представляет собой систему условий социализациии индивидуализации детей.

2.5. Программаразрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии снастоящим Стандартом и с учетом Примерных программ <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

 

При разработке ПрограммыОрганизация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режимработы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательнойдеятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать иреализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностьюпребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребываниядетей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Группдетей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числеразновозрастных Групп.

Программа можетреализовываться в течение всего времени пребывания <1> детей вОрганизации.

--------------------------------

<1> При круглосуточномпребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часовс учетом режима дня и возрастных категорий детей.

 

2.6. Содержание Программыдолжно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей вразличных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области):

социально-коммуникативноеразвитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическоеразвитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативноеразвитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка совзрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности исаморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоциональногоинтеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовностик совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношенияи чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых вОрганизации; формирование позитивных установок к различным видам труда итворчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательноймотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитиевоображения и творческой активности; формирование первичных представлений осебе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношенияхобъектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении ипокое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представленийо социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях ипраздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включаетвладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формированиезвуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическоеразвитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажамхудожественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельностидетей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включаетприобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в томчисле связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие такихфизических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильномуформированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также справильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальныхпредставлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарныминормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержаниеуказанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальныхособенностей детей, определяется целями и задачами Программы и можетреализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательскойдеятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым,манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность итактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководствомвзрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматриваниекартинок, двигательная активность;

для детей дошкольноговозраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включаясюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы ифольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и наулице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальныхпроизведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детскихмузыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формыактивности ребенка.

2.8. Содержание Программыдолжно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольноговозраста:

1)предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействиясо взрослыми;

3) характер взаимодействия сдругими детьми;

4) система отношений ребенкак миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит изобязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализациитребований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательныхобластях (пункт 2.5Стандарта).

В части, формируемойучастниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/илиразработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы,направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальныеобразовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательнойчасти Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части,формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2.11. Программа включает триосновных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом изкоторых отражается обязательная часть и часть, формируемая участникамиобразовательных отношений.

2.11.1. Целевой разделвключает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоенияпрограммы.

Пояснительная записка должнараскрывать:

цели и задачи реализацииПрограммы;

принципы и подходы кформированию Программы;

значимые для разработки иреализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностейразвития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результатыосвоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам вобязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений,с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальныхтраекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченнымивозможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети сограниченными возможностями здоровья).

2.11.2. Содержательныйраздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценноеразвитие личности детей.

Содержательный разделПрограммы должен включать:

а) описание образовательнойдеятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными впяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерныхосновных образовательных программ дошкольного образования и методическихпособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативныхформ, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательныхпотребностей и интересов;

в) описание образовательнойдеятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае,если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделеПрограммы должны быть представлены:

а) особенностиобразовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направленияподдержки детской инициативы;

в) особенностивзаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристикисодержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемаяучастниками образовательных отношений, может включать различные направления,выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иныхпрограмм и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программыдолжна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членових семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных,социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательнаядеятельность;

выбор тех парциальныхобразовательных программ и форм организации работы с детьми, которые внаибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а такжевозможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традицииОрганизации или Группы.

Содержание коррекционнойработы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируетсяее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел долженсодержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченнымивозможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанныхдетей, использование специальных образовательных программ и методов,специальных методических пособий и дидактических материалов, проведениегрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществленияквалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/илиинклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекциинарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностямиздоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Програм

30 марта 2016 в 20:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.